Найти тему

Выгодные перевозки песка

И снова обратимся к книге "Маленькая энциклопедия о большой кибернетике" В. Пекелиса (1970), но на этот раз посмотрим на экономическую задачу.

На три пристани привозят на баржах песок. Обозначим эти пристани I, II, III. Песок нужен для строительства четырёх объектов – условно А, Б, В, Г. Пристани и объекты разделены разными расстояниями, но каждый объект ежедневно требует определённого количество песка, которое от пристани доставляется автотранспортом. Также каждая пристань имеет свою пропускную способность, которую невозможно превысить, но можно уменьшать. Суммарное дневное потребление песка всеми объектами – 30 тонн, столько же песка ежедневно проходит и через пристани.

Все эти данные можно свести в таблицу, в клетках которой указаны расстояния между пристанями и объектами, а справа и слева – потребление песка объектами и пропускная способность пристаней соответственно:

Таблица для решения задачи о перевозке песка между пристанями и строительными объектами
Таблица для решения задачи о перевозке песка между пристанями и строительными объектами

Нам надо так составить план перевозок песка от пристаней к строительным объектам, чтобы тонно-километры при автоперевозках были наименьшими. То есть, перевозки были как можно более эффективными.

Какие решения этой задачи вы предложите?

Ответ, как обычно, вы найдёте ниже.

Итак, здесь можно привести разные решения, и вот одно из них, далеко не самое эффективное:

Наименее эффективное решение задачи, 150 тонно-километров
Наименее эффективное решение задачи, 150 тонно-километров

В этой таблице указано то количество песка, которое отправляется от соответствующей пристани к соответствующему строительному объекту. Например, объект А потребляем в день 5 тонн песка – и все эти 5 тонн отправляются с пристани III. Но объект Б свои девять тонн получает сразу с двух пристаней: 3 тонны с пристани II и 6 тонн с пристани III. Аналогично и по другим объектам. Сравнивая эту таблицу с первой, мы без труда найдём тонно-километры. Например, чтобы от пристани III доставить 5 тонн песка, нужно преодолеть 7 км – итого получается 5х7 = 35 тонно-километров. Суммарно при таком распределении маршрутов получим:

1х1+7х2+3х4+8х5+5х7+6х8=150 тонно-километров.

Можно составить и более эффективные маршруты:

Неплохое решение задачи, 100 тонно-километров
Неплохое решение задачи, 100 тонно-километров

Здесь суммарно получается:

8х1+1х2+9х4+1х5+4х7+7х3=100 тонно-километров.

То есть, такое распределение маршрутов оказывается в полтора раза более эффективным.

Но и это не предел, ведь можно составить маршруты так:

Оптимальное решение задачи, 89 тонно-километров
Оптимальное решение задачи, 89 тонно-километров

Здесь, как нетрудно посчитать, мы получим:

3х3+5х1+5х2+6х4+4х5+7х3=89 тонно-километров.

И этот результат почти в 1,7 раза более эффективен, чем при первом распределении маршрутов. Причём вы можете попробовать другие варианты, но лучшего всё равно не найти.

Тут забавно вот что. Полстолетия назад такие задачи были сложными, решались они целыми коллективами экономистов с привлечением новейших на то время вычислительных средств. Сейчас многие экономические задачи стали ещё более сложными, но вычисляются они гораздо быстрее и эффективнее благодаря развитию вычислительных средств, компьютеров и прочего. И мы являемся свидетелями такого прогресса, хотя и не придаём ему значения.

Да, ну и ни о каком полноценном постиндустриальном обществе мы не можем говорить, ведь и сто лет назад, и сейчас нужно возить песок на строительные объекты, строить сложные машины и добывать ресурсы. И сделать это можно только руками и средствами производства, но никак не биржевыми показателями и цифрами на экране. Но когда цифры приходят на помощь индустрии - вот тогда человек и достигает высот своего развития.