Внутренние воздействия на исход событий, связанных с выпадением определённой грани, карты, цвета шарика, стороны монеты (орла-решка):
- несимметричность формы
- неравномерно распределённая масса кубика
- краплёность карт
- отличающиеся фактура спрятанных шариков
- кривизна монеты и т.д.
Внешние воздействия на исход событий, связанных с выпадением определённой грани, карты, цвета шарика, стороны монеты (орла-решка):
- неровность поверхности
- желание вытащить определённую карту
- желание подсмотреть в мешок и выбрать шарик
- навык выбрасывания определённой стороны монеты и т.д.
Элементарные события. Элементарные исходы
Представьте все элементарные события, которые произойдут в результате подбрасывания монеты, кубика.
Монета
Монета с точки зрения теории вероятностей имеет только две стороны, одна из которых называется “орел”, а другая - “решка”. Монету бросают, и она падает одной из сторон вверх. Никакие другие свойства математической монете не присущи.
Математическая монета считается симметричной. При этом подразумевается, что никакой другой исход бросания монеты невозможен, - она не может потеряться, закатившись в угол, и, тем более, не может “встать на ребро”.
Название “орел” для обратной стороны (реверса) для монеты происходит от того, что на реверсе российских монет изображен герб российского государства - двуглавый орел. Впервые орел появился при великом князе Иване III.
В название “решка” для лицевой стороны (аверса) монеты возникло потому, что рисунок на аверсе российских монет в XVIII-XIX вв. напоминал решетку, на фоне которой был написан номинал монеты (ее достоинство).
Монета часто помогала людям в сложной ситуации сделать выбор, положившись на судьбу.
“Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом его солдат. Он знал, что победит, но солдаты его уверены не были. В дороге он остановился у синтоистского храма и сказал:
- Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб — мы победим, выпадет цифра — проиграем сражение.
Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага.
— Ничего не изменить, когда действует рука судьбы, — сказал ему адъютант после сражения.
— Верно, не изменить, — подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с гербами на обеих сторонах.”
Игральная кость
Игральный кубик или игральная кость также служит прекрасным средством для получения случайных событий. Игральная кость имеет удивительную историю. Игра в кости - одна из древнейших. Она была известна в глубокой древности в Индии, Китае, Египте, Греции и Риме.
Игральные кости в виде кубиков находили в египте (XX в. до н.э.) и китае (VI в. до н.э.) при раскопках древних захоронений. Точки на гранях древнеегипетских костей часто изображали в в виде птичьего глаза.
Повторение
Вероятность события - отношение числа благоприятных этому событию исходов к общему числу всех равновозможных несовместных элементарных исходов, образующих полную группу.
Вероятность всегда больше 0, но меньше 1
Решение задач
•Бросается игральный кубик, какова вероятность того, что выпадет четное число очков?
•Определите вероятность того, что при бросании кубика выпало число очков, не большее 3.
•Бросается монета, какова вероятность того, что выпадет орел?
•Бросается монета, какова вероятность того, что выпадет решка?
Двукратное бросание монеты
В случайном эксперименте монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что хотя бы один раз выпадет орел.
n = 4 — общее число исходов.
m = 3 — число исходов, при которых хотя бы один раз выпадет орел.
Вероятность события:
Задачи
1. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно один раз.
2. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что наступит исход ОР (в первый раз выпадет ОРЕЛ, во второй -РЕШКА).
3. В случайном эксперименте бросают 2 игральные кости. Найдите вероятность того, что сумма выпавших очков равна 6. Ответ округлите до сотых.