Найти тему
VK Play

От Fallout до Cyberpunk: как игровые экранизации стали намного лучше

Самые удачные фильмы и сериалы, за которые геймерам не стыдно

За последние несколько лет мы увидели сразу несколько отличных игровых адаптаций. Хотя еще не так давно перестали верить, что они вообще когда-нибудь появятся: было уж слишком много провальных попыток. Вспоминаем, какие фильмы и сериалы нам особенно понравились, и разбираемся, как студии смогли победить знаменитое проклятие игровых адаптаций.

Первая адаптация Hitman собрала много критики, но спустя годы фанаты увидели вторую — и оказалось, что первая попытка была еще ничего
Первая адаптация Hitman собрала много критики, но спустя годы фанаты увидели вторую — и оказалось, что первая попытка была еще ничего

Долгое время фильмы по играм не нравились, кажется, никому. Они получали разгромные отзывы от критиков и фанатов игр, расстраивали обычных зрителей и редко зарабатывали нормальные деньги – если вообще выходили в плюс. За редкими исключениями фраза «фильм по игре» считалась ругательством, а сообщество даже верило в некое проклятье, которое никогда не даст снять достойную игровую адаптацию.

Проблемы с таким кино возникали по разным причинам. В большинстве случаев авторы просто не хотели вникать в суть игр – выбирали известную франшизу и надеялись, что популярного бренда будет достаточно. Так, например, из Hitman получился нелепый боевик, а из Assassin's Creed – сумбурная история про политические разборки в современности.

Assassin's Creed
Assassin's Creed

Даже если за дело брались профессионалы, часто подводил формат. На исследование игровых миров иногда можно потратить десятки, а то и сотни часов. Поэтому уместить какой-нибудь глобальный сюжет или даже его большую часть в двухчасовой фильм не всегда возможно.

Еще одно препятствие – бюджеты. Если для фильма по GTA экстравагантных декораций, костюмов и грима не требуется, то перенести на экран миры BioShock, Horizon и Mass Effect будет дороже и сложнее. Крупные студии крайне не любят инвестировать большие деньги в IP, которые не слишком хорошо знакомы широкой публике. По этой причине, например, и заглохла первая экранизация Bioshock, над которой работал создатель «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински.

Наконец, создателям любой такой экранизации приходится решать сложные, почти противоречащие друг другу задачи. С одной стороны, надо порадовать фанатов игровой серии: найти способ перенести на экран геймплейные механики или какие-то другие особенности, за которые полюбили игры. С другой стороны, надо привлечь новую аудиторию, которая, возможно, вообще не держала в руках геймпад. И все это только дополнительные сложности в индустрии, где производство кино или сериала – сама по себе непростая задача, требующая участия огромного количества людей.

Однако в последние годы ситуация изменилась. К разработке фильмов и сериалов стали привлекать не только профессионалов из Голливуда, но и людей, понимающих оригинальные произведения. Иногда созданием экранизаций даже занимаются гейм-дизайнеры, участвовавшие в разработке игр.

У Эллы Пернелл теперь две самые высокооцененные игровые адаптации — Fallout и «Аркейн», где она озвучила Джинкс
У Эллы Пернелл теперь две самые высокооцененные игровые адаптации — Fallout и «Аркейн», где она озвучила Джинкс

Огромные сюжеты перестали пытаться уместить в двухчасовые фильмы. Почти все самые удачные адаптации последних лет – сериалы на 8-10 серий. С бюджетами стало попроще из-за развития технологий: теперь для съемок красивой планеты, пустыни и оживленного города хватает одного огромного экрана The Volume и движка Unreal Engine 5. И хотя далеко не все экранизации получаются хорошими, качество за последние годы заметно выросло.

Семь лучших постапокалиптических RPG в духе Fallout

Самый свежий пример удачного подхода к игровой адаптации – сериал Fallout. У шоу есть слабые стороны, но в целом его приняли очень положительно: и фанаты, и обычные зрители, которые не проходили игры. До того, как дать согласие на съемки, Bethesda долгие годы регулярно отвечала отказом на предложения об экранизациях, опасаясь «проклятия игровых адаптаций». В компании боялись, что провальный фильм или сериал только испортит репутацию игровой серии.

Fallout
Fallout

Однако в последний раз к авторам обратился Джонатан Нолан – сценарист большинства фильмов Кристофера Нолана, а также продюсер сериала «Мир Дикого запада». Как большой фанат серии и опытный сценарист, Нолан нашел способ рассказать новую историю, познакомить с миром Fallout далеких от игр зрителей, но при этом оставить массу пасхалок для поклонников и визуализировать геймплейные механики. Даже высмеять проблемы последних игр Bethesda получилось: во всяком случае, так считают фанаты.

«Аркейн» – еще один пример того, как все звезды сошлись. У Riot Games уже был популярный бренд, ростер ярких персонажей, большой опыт съемки стильных музыкальных видеоклипов и верный партнер в лице французской студии Fortiche Production с профессиональными аниматорами. Но даже этого было недостаточно. Пришлось пойти на риск: отказаться от детского возрастного рейтинга, предоставить авторам творческую свободу, много времени и высокий бюджет.

«Аркейн»
«Аркейн»

На девять серий «Аркейна» потратили шесть лет и около $100 млн, но результат того стоил – как минимум с имиджевой точки зрения. Первый сезон получил высочайшие отзывы как от критиков, так и от зрителей и уже три года возглавляет топы лучших игровых адаптаций. Второй сезон сделали быстрее: в ноябре 2024 ожидается премьера следующих эпизодов.

Разработку аниме-сериала Cyberpunk: Edgerunners доверили японской студии Trigger. В создании шоу принимали участие люди, которые работали над культовыми Kill la Kill, Neon Genesis Evangelion, FLCL, Gurren Lagann и Star Wars: Visions, а курировала сериал сама CD Projekt Red. Пересказывать игру не стали: вместо этого придумали новых персонажей и закрученный вокруг них сюжет. К созданию шоу подошли очень дотошно, а фанатам оставили много пасхалок. Например, многие из локаций из сериала можно найти в игре, причем выглядят они идентично, а важную роль в сюжете отвели одному из игровых злодеев. Благодаря всем этим решениям получилась история, которая идеально вписалась в мир Cyberpunk 2077 и была интересна как фанатам, так и тем, кто игру не видел. Мини-сериал, судя по отзывам, смотрели даже те, кто не очень любит аниме – и не пожалели об этом.

The Super Mario Bros. Movie – тоже удачный результат сотрудничества. Nintendo объединилась со студией Illumination, знаменитой милыми персонажами из франшиз «Гадкий я», «Тайная жизнь домашних животных» и «Зверопой». А к озвучке привлекли звезд Голливуда: Криса Прэтта, Аню Тейлор-Джой, Джека Блэка и других. Экранизация «Марио» не впечатлила взрослую аудиторию, но отлично показала себя как семейный фильм. Как и в случае с Fallout, картиной занимались люди, понимающие суть игр: в картине полно пасхалок для фанатов и визуального переосмысления игровых механик. Однако сюжет фильма прост, и получать от него удовольствие можно без знакомства с играми.

Сравнительно удачной можно назвать экранизацию The Last of Us, которой занимались гейм-дизайнер Нил Дракманн и автор «Чернобыля» Крэйг Мазин. Местами получилась идеальная игровая адаптация: в сериях, где от первоисточника пытались не отходить. Но в большинстве эпизодов авторы решили экспериментировать с монтажом, структурой и дополнительными сюжетными линиями, из-за чего пострадала главная история – Джоэла и Элли. В итоге получилось просто неплохое шоу: много съемок на натуре, талантливые актеры и не самый типичный сюжет против слабого сценария, обилия лишних персонажей и проседающего темпа.

The Last of Us
The Last of Us

В один год с The Last of Us вышла экранизация другой игры про постапокалипсис – Twisted Metal. И хотя получившийся сериал мало связан с первоисточником, в этом случае, может, оно и к лучшему. Для телевидения Twisted Metal адаптировали сценаристы «Дэдпула» и «Добро пожаловать в Зомбилэнд», а за основу взяли только узнаваемые образы, обвешанными странными пушками машины и концепцию всеобщего безумия. И этого оказалось достаточно. Возможно, потому что последняя игра серии уже вышла очень давно, и авторам не пришлось сильно переживать из-за фанатов. Или дело в удачном кастинге: Энтони Маки плохо смотрится на серьезных ролях, а в Twisted Metal оказался очень в тему. 10-серийное шоу смотрится легко, радует абсурдными шутками, а на что-то большее и не претендует.

Фанатам крутых тачек также повезло с экранизацией Gran Turismo, которую снял Нил Бломкамп («Район №9», «Робот по имени Чаппи»). Он известный фанат видеоигр и долгое время мечтал перенести на большие экраны Halo, даже снял по ней короткометражку. В итоге адаптировать космический шутер Microsoft у него не получилось, но режиссеру доверили одну из самых известных игровых серий конкурента, Sony.

Gran Turismo
Gran Turismo

Главные роли в фильме Бломкампа исполнили Арчи Мадекве, Орландо Блум и Дэвид Харбор, а кино основано на реальной истории геймера Янна Марденборо, который из-за увлечения игрой стал профессиональным гонщиком. Из Gran Turismo получился одноразовый, но зрелищный и воодушевляющий фильм о том, как можно достигнуть многого.

Как игры вознаграждают за хорошие поступки

Менее удачными получились некоторые другие экранизации, но провальными им не назовешь. По мотивам Castlevania уже сняли аж пять сезонов анимационного сериала: не все из них хороши, но в целом шоу получило положительные отзывы. Продюсировал сериал Ади Шанкар – известный гик, который всегда интересовался играми и супергеройскими проектами. Сейчас он работает над анимационными экранизациями Devil May Cry, Assassin's Creed, Hyper Light Drifter и PUBG.

Mortal Kombat
Mortal Kombat

Еще одна неплохая экранизация – Mortal Kombat. Фильм выглядел бюджетно, однако как минимум некоторые боевые сцены в нем смотрелись хорошо. Зрители сошлись во мнении, что это неплохая первая попытка для перезапуска, но от сиквела ждут лучшего качества. Продолжение выйдет уже 3 сентября 2024 года.

После бешеного успеха The Last of Us и Super Mario СМИ начали писать, что игровые экранизации – новый тренд, который заменит супергеройские фильмы. Сейчас в работу запущено сразу несколько десятков адаптаций: в августе 2024 выйдет Borderlands, в апреле 2025 – Minecraft, а еще студии готовят фильмы по The Legend of Zelda, Ghost of Tsushima, Until Dawn, Silent Hill, Death Stranding, Days Gone, Stray, BioShock, Sifu и многим менее известным франшизам.

В сериальном формате анонсов не меньше. Анонсированы адаптации God of War, Horizon, Splinter Cell, Mass Effect, A Plague Tale, Hunt: Showdown, Alan Wake и Life Is Strange. С большой вероятностью часть из них отменят, но как минимум некоторые наверняка доберутся до экранов.

В успехе последних адаптаций сработали сразу несколько факторов. Ключевой из них – желание авторов сделать качественный фильм или сериал. Хочется верить, что эта тенденция сохранится, а узнаем мы об этом уже скоро: с конца лета ожидается много игровых премьер.