Самые удачные фильмы и сериалы, за которые геймерам не стыдно
За последние несколько лет мы увидели сразу несколько отличных игровых адаптаций. Хотя еще не так давно перестали верить, что они вообще когда-нибудь появятся: было уж слишком много провальных попыток. Вспоминаем, какие фильмы и сериалы нам особенно понравились, и разбираемся, как студии смогли победить знаменитое проклятие игровых адаптаций.
Долгое время фильмы по играм не нравились, кажется, никому. Они получали разгромные отзывы от критиков и фанатов игр, расстраивали обычных зрителей и редко зарабатывали нормальные деньги – если вообще выходили в плюс. За редкими исключениями фраза «фильм по игре» считалась ругательством, а сообщество даже верило в некое проклятье, которое никогда не даст снять достойную игровую адаптацию.
Проблемы с таким кино возникали по разным причинам. В большинстве случаев авторы просто не хотели вникать в суть игр – выбирали известную франшизу и надеялись, что популярного бренда будет достаточно. Так, например, из Hitman получился нелепый боевик, а из Assassin's Creed – сумбурная история про политические разборки в современности.
Даже если за дело брались профессионалы, часто подводил формат. На исследование игровых миров иногда можно потратить десятки, а то и сотни часов. Поэтому уместить какой-нибудь глобальный сюжет или даже его большую часть в двухчасовой фильм не всегда возможно.
Еще одно препятствие – бюджеты. Если для фильма по GTA экстравагантных декораций, костюмов и грима не требуется, то перенести на экран миры BioShock, Horizon и Mass Effect будет дороже и сложнее. Крупные студии крайне не любят инвестировать большие деньги в IP, которые не слишком хорошо знакомы широкой публике. По этой причине, например, и заглохла первая экранизация Bioshock, над которой работал создатель «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински.
Наконец, создателям любой такой экранизации приходится решать сложные, почти противоречащие друг другу задачи. С одной стороны, надо порадовать фанатов игровой серии: найти способ перенести на экран геймплейные механики или какие-то другие особенности, за которые полюбили игры. С другой стороны, надо привлечь новую аудиторию, которая, возможно, вообще не держала в руках геймпад. И все это только дополнительные сложности в индустрии, где производство кино или сериала – сама по себе непростая задача, требующая участия огромного количества людей.
Однако в последние годы ситуация изменилась. К разработке фильмов и сериалов стали привлекать не только профессионалов из Голливуда, но и людей, понимающих оригинальные произведения. Иногда созданием экранизаций даже занимаются гейм-дизайнеры, участвовавшие в разработке игр.
Огромные сюжеты перестали пытаться уместить в двухчасовые фильмы. Почти все самые удачные адаптации последних лет – сериалы на 8-10 серий. С бюджетами стало попроще из-за развития технологий: теперь для съемок красивой планеты, пустыни и оживленного города хватает одного огромного экрана The Volume и движка Unreal Engine 5. И хотя далеко не все экранизации получаются хорошими, качество за последние годы заметно выросло.
Самый свежий пример удачного подхода к игровой адаптации – сериал Fallout. У шоу есть слабые стороны, но в целом его приняли очень положительно: и фанаты, и обычные зрители, которые не проходили игры. До того, как дать согласие на съемки, Bethesda долгие годы регулярно отвечала отказом на предложения об экранизациях, опасаясь «проклятия игровых адаптаций». В компании боялись, что провальный фильм или сериал только испортит репутацию игровой серии.
Однако в последний раз к авторам обратился Джонатан Нолан – сценарист большинства фильмов Кристофера Нолана, а также продюсер сериала «Мир Дикого запада». Как большой фанат серии и опытный сценарист, Нолан нашел способ рассказать новую историю, познакомить с миром Fallout далеких от игр зрителей, но при этом оставить массу пасхалок для поклонников и визуализировать геймплейные механики. Даже высмеять проблемы последних игр Bethesda получилось: во всяком случае, так считают фанаты.
«Аркейн» – еще один пример того, как все звезды сошлись. У Riot Games уже был популярный бренд, ростер ярких персонажей, большой опыт съемки стильных музыкальных видеоклипов и верный партнер в лице французской студии Fortiche Production с профессиональными аниматорами. Но даже этого было недостаточно. Пришлось пойти на риск: отказаться от детского возрастного рейтинга, предоставить авторам творческую свободу, много времени и высокий бюджет.
На девять серий «Аркейна» потратили шесть лет и около $100 млн, но результат того стоил – как минимум с имиджевой точки зрения. Первый сезон получил высочайшие отзывы как от критиков, так и от зрителей и уже три года возглавляет топы лучших игровых адаптаций. Второй сезон сделали быстрее: в ноябре 2024 ожидается премьера следующих эпизодов.
Разработку аниме-сериала Cyberpunk: Edgerunners доверили японской студии Trigger. В создании шоу принимали участие люди, которые работали над культовыми Kill la Kill, Neon Genesis Evangelion, FLCL, Gurren Lagann и Star Wars: Visions, а курировала сериал сама CD Projekt Red. Пересказывать игру не стали: вместо этого придумали новых персонажей и закрученный вокруг них сюжет. К созданию шоу подошли очень дотошно, а фанатам оставили много пасхалок. Например, многие из локаций из сериала можно найти в игре, причем выглядят они идентично, а важную роль в сюжете отвели одному из игровых злодеев. Благодаря всем этим решениям получилась история, которая идеально вписалась в мир Cyberpunk 2077 и была интересна как фанатам, так и тем, кто игру не видел. Мини-сериал, судя по отзывам, смотрели даже те, кто не очень любит аниме – и не пожалели об этом.
The Super Mario Bros. Movie – тоже удачный результат сотрудничества. Nintendo объединилась со студией Illumination, знаменитой милыми персонажами из франшиз «Гадкий я», «Тайная жизнь домашних животных» и «Зверопой». А к озвучке привлекли звезд Голливуда: Криса Прэтта, Аню Тейлор-Джой, Джека Блэка и других. Экранизация «Марио» не впечатлила взрослую аудиторию, но отлично показала себя как семейный фильм. Как и в случае с Fallout, картиной занимались люди, понимающие суть игр: в картине полно пасхалок для фанатов и визуального переосмысления игровых механик. Однако сюжет фильма прост, и получать от него удовольствие можно без знакомства с играми.
Сравнительно удачной можно назвать экранизацию The Last of Us, которой занимались гейм-дизайнер Нил Дракманн и автор «Чернобыля» Крэйг Мазин. Местами получилась идеальная игровая адаптация: в сериях, где от первоисточника пытались не отходить. Но в большинстве эпизодов авторы решили экспериментировать с монтажом, структурой и дополнительными сюжетными линиями, из-за чего пострадала главная история – Джоэла и Элли. В итоге получилось просто неплохое шоу: много съемок на натуре, талантливые актеры и не самый типичный сюжет против слабого сценария, обилия лишних персонажей и проседающего темпа.
В один год с The Last of Us вышла экранизация другой игры про постапокалипсис – Twisted Metal. И хотя получившийся сериал мало связан с первоисточником, в этом случае, может, оно и к лучшему. Для телевидения Twisted Metal адаптировали сценаристы «Дэдпула» и «Добро пожаловать в Зомбилэнд», а за основу взяли только узнаваемые образы, обвешанными странными пушками машины и концепцию всеобщего безумия. И этого оказалось достаточно. Возможно, потому что последняя игра серии уже вышла очень давно, и авторам не пришлось сильно переживать из-за фанатов. Или дело в удачном кастинге: Энтони Маки плохо смотрится на серьезных ролях, а в Twisted Metal оказался очень в тему. 10-серийное шоу смотрится легко, радует абсурдными шутками, а на что-то большее и не претендует.
Фанатам крутых тачек также повезло с экранизацией Gran Turismo, которую снял Нил Бломкамп («Район №9», «Робот по имени Чаппи»). Он известный фанат видеоигр и долгое время мечтал перенести на большие экраны Halo, даже снял по ней короткометражку. В итоге адаптировать космический шутер Microsoft у него не получилось, но режиссеру доверили одну из самых известных игровых серий конкурента, Sony.
Главные роли в фильме Бломкампа исполнили Арчи Мадекве, Орландо Блум и Дэвид Харбор, а кино основано на реальной истории геймера Янна Марденборо, который из-за увлечения игрой стал профессиональным гонщиком. Из Gran Turismo получился одноразовый, но зрелищный и воодушевляющий фильм о том, как можно достигнуть многого.
Менее удачными получились некоторые другие экранизации, но провальными им не назовешь. По мотивам Castlevania уже сняли аж пять сезонов анимационного сериала: не все из них хороши, но в целом шоу получило положительные отзывы. Продюсировал сериал Ади Шанкар – известный гик, который всегда интересовался играми и супергеройскими проектами. Сейчас он работает над анимационными экранизациями Devil May Cry, Assassin's Creed, Hyper Light Drifter и PUBG.
Еще одна неплохая экранизация – Mortal Kombat. Фильм выглядел бюджетно, однако как минимум некоторые боевые сцены в нем смотрелись хорошо. Зрители сошлись во мнении, что это неплохая первая попытка для перезапуска, но от сиквела ждут лучшего качества. Продолжение выйдет уже 3 сентября 2024 года.
После бешеного успеха The Last of Us и Super Mario СМИ начали писать, что игровые экранизации – новый тренд, который заменит супергеройские фильмы. Сейчас в работу запущено сразу несколько десятков адаптаций: в августе 2024 выйдет Borderlands, в апреле 2025 – Minecraft, а еще студии готовят фильмы по The Legend of Zelda, Ghost of Tsushima, Until Dawn, Silent Hill, Death Stranding, Days Gone, Stray, BioShock, Sifu и многим менее известным франшизам.
В сериальном формате анонсов не меньше. Анонсированы адаптации God of War, Horizon, Splinter Cell, Mass Effect, A Plague Tale, Hunt: Showdown, Alan Wake и Life Is Strange. С большой вероятностью часть из них отменят, но как минимум некоторые наверняка доберутся до экранов.
В успехе последних адаптаций сработали сразу несколько факторов. Ключевой из них – желание авторов сделать качественный фильм или сериал. Хочется верить, что эта тенденция сохранится, а узнаем мы об этом уже скоро: с конца лета ожидается много игровых премьер.