Личный бренд — то, что выделяет вас среди конкурентов. Это яркий образ, врезающийся в головы других людей. Его можно никак не поддерживать — пустить на самотек. А можно вкладываться размеренно, без надрыва, и получать плоды. Рассказываем, что делать, а чего лучше избежать.
Главный принцип развития личного бренда
Это легкость. Вдогонку ему — наслаждение. Вы должны получать удовольствие от раскрутки персонального бренда, иначе незачем затевать все это. Можете представить процесс в виде игры, чтобы появился азарт. Или попробовать теорию альтер-эго. По ней, вы как бы вводите в своей голове персонажа, от имени которого действуете. Например, у певицы Бейонсе это Саша Фирс. В обычной жизни — это скромница Бейонсе. На сцене, перед тысячами зрителей, это Саша Фирс — раскрепощенная, сексуальная, энергичная дива.
Развивать личный бренд придется всю жизнь. Это не тот вопрос, где можно за два дня собрать конверсию. Развитие себя — работа вдолгую. Ультрамарафон в мире персонального бренда. И лучше бы настроиться на длинную дистанцию.
Как остаться искренним, не перегнуть палку в откровенности и повысить значимость в глазах других? В этом помогут несколько советов. Пусть вас не пугает их возможный объем. Шаги хороши, как превентивный метод — помогут лучше понять себя и свои цели. Они же подойдут для понимания текущего положения и адекватного восприятия — а что происходит сейчас в моей жизни. Также советы помогут образно представить будущее — четко видеть, куда вы идете.
Совет первый: распишите стратегию так подробно, как можете
Начать хорошо бы с точки А — где вы находитесь. Напишите, сколько людей знают о вас, как о профессионале; каким уровнем влияния вы обладаете и с чем вызывает ассоциации ваше имя. Лучше писать на бумаге — это очень терапевтично.
Опишите точку Б. Что вы хотите от личного бренда, какое место занимаете в своей нише, как часто вас зовут на мероприятия и еще, и еще. Пункты могут быть любыми, главное, чтобы адекватными. Не пишите в точку Б о мировой известности, если о вас даже соседи не в курсе. Двигайтесь постепенно.
Совет второй: определитесь с позиционированием
Кто вы, чем отличаетесь от конкурентов, кто ваши клиенты, какие их потребности вы закрываете. Ответы на эти вопросы помогут многое прояснить. Фрилансерам — какие свои услуги продвигать, предпринимателям — как привлечь внимание к бизнесу, блогерам — как стать более известным и получить реклaмные контракты.
Если сложно оценить себя со стороны, попросите знакомых назвать, что им больше нравится, а что отталкивает. Такое анкетирование, как снятие первой пенки.
Совет третий: нарисуйте портрет своей аудитории
Вы для кого вещаете? Кто будет покупать ваши услуги или товары? На кого бы хотели влиять словом или делом? Какие отрасли можете обеспечить своими навыками? Ответьте на эти вопросы, не стесняясь. Опять же, лучше письменно.
Держите в голове образ этих людей, когда, например, выкладываете пост.
Совет четвертый: напишите, через что будете проявляться
Очевидно, скажете вы. А вот и нет. Многие думают, что личный бренд ограничивается постами в соцсетях. Это лишь одна грань. Нужно появляться там, где вам интересно и там, где обитает ваша целевая аудитория. Представьте, что это два круга, и они должны пересечься.
Соцсети, вебинары, интервью в СМИ, блоги — каналы продвижения могут быть любыми. Лучше завести их несколько, чтобы меньше рисковать на случай внешних блокировок. А развивать только те, что приносят охват.
Самый простой способ напоминать о себе — соцсети. Писать в блоги более трудозатратно — нужно это делать регулярно и качественно. Однако конверсия с личных блогов более устойчивая — постепенно статьи набирают трафик и приводят новых клиентов на вашу экспертность. Кстати, для наемных сотрудников статьи в корпоративный блог — отличное начало раскрутки персонального бренда. Они не только подтвердят ваши компетенции, но и принесут компании дополнительный трафик.
Какие еще инструменты работают:
- писать книги (изданные книги повышают авторитет)
- давать комментарии (например, выйти на СМИ самому через сайт Pressfeed.ru, где журналисты публикуют запросы)
- вступать в коллаборации (нетворкинг — это всегда хорошо)
- выступать на мероприятиях (мощная часть личного бренда — опыт в роли спикера)
- публиковаться на профильных ресурсах (отличный способ продемонстрировать все, что умеете, особенно, если занимаете специфическую или узкую нишу)
- давать интервью, участвовать в подкастах (шанс показать свои знания)
- выложить видео на YouTube или провести вебинар (повышает шансы быть замеченным).
Совет пятый: используйте сторителлинг
Всем нравятся истории. Так уж мы устроены. В детстве с удивлением следим за приключениями Колобка, а став взрослыми, ищем захватывающие сюжеты в судьбах других людей.
Сторителлинг — это прием, который помогает интересно рассказать о себе. Не датами и сухими описаниями, а поворотными моментами и приключениями. На самом деле в формате сторителлинга можно рассказать даже про прогулку с собакой. Используйте его, чтобы поделиться своей историей, случаями из жизни, придуманными идеями.
При этом, будьте честны. Трушность притягивает, фальшь отталкивает. Аудитория чувствует все, даже если вы изо всех сил натягиваете на себя маску.
Совет шестой: делитесь экспертизой
Если ведете не лайфстайл-блог и позиционируете себя, как специалиста, делитесь экспертным мнением. Например, настройте рассылку, публикуйте чек-листы, составляйте подборки. Подкрепляя материалы собственным экспертным мнением, вы увеличиваете авторитет.
Действуйте без заносов. Говорите о том, что волнует вас сегодня. Если это сгоревшая в духовке картошка — пусть так. Если это губительное для китов судоходство в Средиземном море — тоже хорошо. Попробуйте нащупать свой баланс в темах.
Например, Илон Маск в своем Twitter (теперь X) высказывается по поводу самых разных вещей: от колонизации Марса до красоты звучания русского языка.
Исследование про личный бренд
Компания “Hinge marketing” провела исследования, чтобы выяснить какие маркетинговые инструменты больше всего влияют на личный бренд человека. Готовый рейтинг такой, расшифровка ниже:
На первом месте — публичные выступления. Они оказались самым действенным приемом для экспертов. Второе место — написание книги. Как мы и говорили, это повышает авторитетность. Третье место за рекомендациями и сарафанным радио. Ваше имя на слуху, вас запомнили — шансы на рекомендации увеличиваются.
Ведение блогов и вебинаров, использование продвижения и подкастов в этом исследовании сильно ниже.
Ошибки в работе с личным брендом
Есть ошибки случайные, а есть необдуманные. Постарайтесь продумать стратегию заранее и минимизировать неприятные случаи.
- Необдуманные действия
Оскорбления, провокации, недостойное поведение. Это может сыграть с вами плохую шутку: от потери авторитета до отозванных контрактов. Подумайте заранее, как выйти из некрасивой ситуации, если вы окажетесь в ней случайно.
- Стиль и манера общения
Или TOV. Пишите тексты сами, смотрите на реакцию людей. Сравнивайте разные стили подачи информации в разговоре или интервью. Так вы найдете комфортный стиль, который будете легко поддерживать.
- Безразличие к аудитории
Старайтесь поддерживать контакт с людьми. Общение с лидером мнений — это всегда приятно. Отвечайте на комментарии, оценивайте уровень шуток или давайте советы. В общем, будьте открыты к взаимодействию.
Фактически, чтобы развивать личный бренд, нужно делать одну вещь — генерить контент, который будет полезен людям. О вас будут знать, помнить и рекомендовать. Все. Но важно это делать искренне, от души.
В личном бренде, как и в отношениях, работает негласное правило: если настроены на крепкий союз, придется вкладывать силы. Перед тем, как начать, спросите себя “готов ли я попотеть, прежде чем получить результат в виде раскрученного узнаваемого личного бренда?”.