Здравствуйте, уважаемые читатели!
Многие автолюбители в какой-то момент эксплуатации своего автомобиля, могут столкнуться с проблемой расхода масла. А некоторые покупая б.у автомобиль, сразу получают машину, ДВС которой "ест" масло" и продолжают так ездить. Более того, если двигатель расходует масло, это не значит, что очень скоро придется делать капитальный ремонт. Это, безусловно, плохо для ДВС, даже очень, но благодаря тому, что вы постоянно подливаете новое масло, двигатель постоянно работает на более свежем масле. Обновляется пакет присадок, что является большим плюсом.
Таким образом, двигатель, который расходует масло, может проработать еще и 50 и 100 000 километров, как повезет. Правда, это не будет идеальная работа на протяжении всего срока службы.
Многие автолюбители полагают, что если пробег у авто уже существенный и ДВС начал подъедать масло, значит масло нужно лить другое и желательно более вязкое. Даже так скажу, в любой ситуации, где есть проблема с ДВС, многие утверждают, что нужно заливать более вязкое масло, ведь так будут лучше смазываться пары трения. Это ошибочное суждение! Давайте постараемся разобраться, почему не нужно двигателю более вязкое масло, по мере износа.
Что бы это понять, придется немного разобраться в теории, я постараюсь максимально понятно и кратко. Давайте посмотрим на картинку, где изображен поршень в цилиндре, а дальше эта же картинка, но схематично.
Нужно понимать, что даже если ДВС в масле снаружи, то есть текут прокладки, это в любом случае, небольшое количество масла, которое теряется. Больше всего масло сгорает в камере сгорания, где горит топливо. Попадет оно туда разными путями. Первый путь, это через клапана, минуя маслосъемные колпачки. Кстати, это может случаться не из-за того, что колпачки задубели, а из-за износа самих клапанов, или втулок в которых они ходят или обе эти причины сразу.
А вот второй путь, через который больше всего масла попадает камеру сгорания, это сам цилиндр.
При сгорании воздушно-топливной смеси, образуется тепло. Его нужно отводить, чтобы не расплавились клапана, поршень и так далее. Тепло уходит через тело ГБЦ, клапан нагревается и отдает тепло, когда прижимается к седлу.
Дальше все эти элементы, отдав свое тепло на ГБЦ, раздается тепло в систему охлаждения. При движении поршня вниз, нагреваются стенки цилиндров. Они тоже отдают свое тепло системе охлаждения.
А вот поршень избавляется от своего тепла, не через кольца, как думают многие. Они для этого слишком маленькие.
Чтобы происходил нормальный теплообмен между поршнем и цилиндром, нужно масло. Это масляная пленка, нужна, как вы сейчас понимаете, не только для смазки. Нужно понимать, что поршень во время работы, цилиндра вообще не касается, он движется на масляном клине.
Она появляется там, благодаря тому, что масляный насос сначала подает масло на коленвал, а он в свою очередь разбрызгивает его на стенки цилиндра. После того, как взорвалась смесь, и поршень отправился вниз, маслосъемные кольца (состоят из двух колец, смотрите картинку 3), начинают его снимать. Дальше, снятое масло с цилиндра, отправляется в картер, охлаждается и идет на новый круг.
Если масла избыток, то нижнее маслосъемное кольцо начинает его пропускать. Второе кольцо (не компрессионное) снимает это проникшее к нему масло, и оно уходит внутрь кольца. В поршне, за кольцом, есть масляные каналы. В них и проникает это масло, которые сняло второе кольцо. И сливается оно обратно через шатун. Так же происходит теплообмен.
Нужно понимать, что охлаждение ДВС, примерно на 30-40% зависит от масла. И не стоит думать, что температура ОЖ, которую вы видите на приборной панели, равно температуре масла, это не так.
Масляный канал в поршне, способен провести определенный объем масла. Если залить более густое масло, а не то, что рекомендует производитель, то, как вы понимаете, масляный канал, уже не сможет пропустить тоже количество масла, как и раньше. Итак, когда мотор уже слегка изношен, а масло в нем залито не новое, но правильное. Все равно происходит момент, когда все масло не успевает пройти через канал в кольце. Оно разогревается и распадается. Остается от него зола, которая и вызывает в последствие закоксовку колец. Это к разговору о том, почему важно вовремя масло менять и не перекатывать.
Заливая новое масло, часть отложений будет вымываться, и система по-прежнему будет справляться. Но со временем, особенно если редко меняется масло, кольца будут постепенно закоксовываться, появится расход масла. Появляться он из того, что кольца уже не справляются с объемом масла, каналы в поршне подзабились и масло начинает просачиваться в камеру сгорания.
И в этот период, люди почему-то считают, что дабы мотор меньше кушал масло, нужно залить более густое. Тем самым делая только хуже. У более густого масла, более медленная текучесть. При движении поршня вниз, между цилиндром и поршнем гораздо быстрее нарастает плотность масляной пленки.
Из-за того, что текучесть у более густого масла меньшая, поршень начинает отдавать в масло больше тепла. А оно в свою очередь из-за этого быстрее теряет свои свойства. Соответственно, оно быстрее превращается в отработку и быстрее распадается. Каналы начинают забиваться еще быстрее.
Итак, между цилиндром и поршнем, из-за густого масла, его появляется в большем количестве, при движении поршня вниз. Кольца перестают справляться, и отводиться масло через каналы в поршне, нормально не может. Из-за того, что во-первых они уже подзабились, а во вторых, масло гуще, чем нужно. То есть нужно понять, чем гуще масло, тем сложнее кольцу его снимать и тем больше оно будет пропускать за себя.
И масло идет дальше и сгорает вместе с топливно-воздушной смесью. Компрессионные кольца, остановить его не в состоянии. Потому что они не имеют под собой маслосливных отверстий. Масло начинает попадать между кольцом и поршнем. Частично там сгорает и происходит закоксовка, частично идет дальше.
А сгорает оно быстрее, потому чем выше масло поднимается, тем выше температура поршня. Так вот, когда кольца закоксуются и перестанут двигаться, масло уже в больших количествах начинает попадать в камеру сгорания. Будет нарастать нагар на поршне, свечах клапанах.
В конечном счете, почистить этот нагар, можно будет только при помощи разбора. Сделать это при помощи раскоксовки, практически нереально. А если вы еще будете продолжать лить более густое масло, то смысла вообще никакого не будет.
Если у вас сейчас есть расход масла, и вы хотите его уменьшить, то заливать нужно рекомендованное жидкое масло, а не более густое, иначе вы сделаете только хуже. И если вы будете менять масло чаще, допустим раз в 5000 километров, то оно еще может потихоньку вымывать каналы в поршне, что как раз может снизить масложор.
Надеюсь, материал окажется вам полезен, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!