Найти в Дзене
Ирина Минкина

Украинский архетип: за деньги - да

На нижеследующие размышления меня натолкнул сегодняшний эфир Армена Гаспаряна. Вернее, как натолкнул? Скорее, оформил то, о чем я давно уже думала. И заодно заставил сформулировать это письменно. У каждого народа - малого ли, среднего ли, большого ли - есть свой архетип. Свой идеал поведения, который будет множиться и множиться. Он, этот архетип, может проявляться в каждом конкретном человеке в разной степени. В разной концентрации. Могут случаться исключения (что, впрочем, не гарантирует отсутствия данного архетипа у потомков конкретного индивида). Но в целом говоря, ни один народ не может не иметь своего характера. Своего лица. Своих приоритетов. Своих крючков - тех, которые он расставляет, и тех, на которые он ведется. Украинцы - как бы их кто ни называл: малороссы ли, собственно украинцы ли - это все про деньги. Нет, ну деньги-то - они, как говорил один советский киноперсонаж, никому никогда не мешали. Но при этом у каждого человека, у каждого народа есть что-то в базисе его характ

На нижеследующие размышления меня натолкнул сегодняшний эфир Армена Гаспаряна. Вернее, как натолкнул? Скорее, оформил то, о чем я давно уже думала. И заодно заставил сформулировать это письменно.

У каждого народа - малого ли, среднего ли, большого ли - есть свой архетип. Свой идеал поведения, который будет множиться и множиться. Он, этот архетип, может проявляться в каждом конкретном человеке в разной степени. В разной концентрации. Могут случаться исключения (что, впрочем, не гарантирует отсутствия данного архетипа у потомков конкретного индивида). Но в целом говоря, ни один народ не может не иметь своего характера. Своего лица. Своих приоритетов. Своих крючков - тех, которые он расставляет, и тех, на которые он ведется.

Украинцы - как бы их кто ни называл: малороссы ли, собственно украинцы ли - это все про деньги. Нет, ну деньги-то - они, как говорил один советский киноперсонаж, никому никогда не мешали. Но при этом у каждого человека, у каждого народа есть что-то в базисе его характера, его души - то, что срабатывает в самый крайний, в самый аховый момент.

Вот украинцев - классических, самовоспитанных украинцев - можно купить. Их в свое время купил Запад. На кружевные трусики, на ЕС (в котором, как с какого-то перепуга были свято убеждены братья наши бывшие, им будут платить огроменные пенсии) - но, так или иначе, Запад их просто купил. Западные политтехнологи совершенно точно считали этот украинский архетип. И воспользовались им. они поняли, что за деньги украинцы готовы продать и свою сущность, и свою историю, и свою идентичность.

В России Запад смог купить только пятоколлонщиков, иноагентов. Меньшинство. И не потому, что большинству не предлагали. Ничего подобного. В том или ином виде выбор (равно как и соблазн) был в 90-е у многих. Он был у вчерашних советских инженеров? Был, конечно. И кое-кто этим выбором, между прочим, воспользовался, продав чертежи одной ракеты и став по этому делу олигархом. Но таких было меньше, чем тех, кто не продался.

Есть ли у нас релоканты? Есть. Но их гораздо меньше, чем тех, кто не оставил свою Родину в трудный момент.

Были ли уклонисты от частичной мобилизации тут, у нас? Были, конечно. Но их было меньшинство. Подавляющее большинство из тех мужчин, которые получили повестки, явились в военкоматы и пошли выполнять свой долг.

На Украине, опять же, есть те, кто - несмотря ни на что - верен исторической правде и русскому миру. Тот же историк Каревин, который (я надеюсь!) до сих пор находится в СБУ. Тот же недавно умерший, будучи как минимум год под домашним арестом, историк Толочко. Те, которых невозможно было купить и которых пришлось уничтожать физически. Но количественно они оказались в меньшинстве. Ровно как у нас купленные предатели. Вот ведь в чем все дело-то…

И сейчас, между прочим, в тот же Мариуполь из-за границы возвращаются те, кто в свое время (и до СВО, и уже после ее начала) уезжали в Европу. И возвращаются они отнюдь не от осознания каких-то там глубин своих заблуждений. Ничего подобного. Просто они смотрят видосики из того же Мариуполя (думаю, им есть кому их прислать). Они сравнивают то, что сейчас происходит в Мариуполе, с тем, в чем, извините меня, живут они. И делают вывод, что им выгоднее (а оно объективно так и есть) вернуться в Мариуполь, чем бомжевать по Европе. Вот и вся правда.

То есть большинство так называемых украинцев всегда можно купить.

Хорошо ли это? Да это не хорошо и не плохо. Это просто факт. До какой-то степени это облегчит нам задачу реинтеграции возвращенных русских земель. Потому что - за деньги да. Но вот это вот свойство украинцев, вот этот вот их архетип, - это обязательно, непременно, безоговорочно и всегда на будущее нужно иметь в виду. Что они «за деньги - да». Просто это всегда нужно иметь в виду. Не забывать и не обольщаться на их счет. Не приписывать им того, чего в массе своей у них нет.

Самое интересное - что даже идейные малороссы, которые, казалось бы, пострадали в ходе текущего конфликта, - они совершенно спокойно и с пониманием относятся к переобуванию своих бывших сограждан по финансовым причинам. Я не один уже раз сталкивалась с таким идейным непониманием лично. Когда, скажем так, недавние жители Украины, сами пострадавшие (причем ОЧЕНЬ пострадавшие) от киевского режима и перешедшие на сторону России, оправдывают тех украинцев, которые делают это по меркантильным соображением. И в этой точке между ними и так называемыми москалями всегда случается (и, на мой взгляд, будет случаться впредь) основной затык. Ну не понять большинству из нас, как так можно: сегодня я публично проклинал «клятых москалей», а завтра я уже буду публично их хвалить. За то, что у них и пособия, и маткапитал, и зуб можно по ОМС худо-бедно залечить. И совершенно бесполезно вступать в спор с такими защищающими, что, мол, грош цена их лояльности. И что, мол, стоит случиться любому, малейшему кризису, как вчерашние нахваливальщики опять моментально превратятся в злейших врагов.

Возможно, кстати говоря, и поэтому еще наше многонациональное русское народное движение помощи фронту гораздо масштабнее такого же движения на Украине. Да потому что там мало кто готов отдать последнюю копейку фронту. А у нас - скидываются, отдают, поддерживают. Причем в основной своей массе те, кому самому, может, нужна помощь. Но они - помогают, стараются, жилы рвут. Потому что - для солдатиков. Потому что - для Родины. Не для себя, но для своих.

А украинцы в массе своей не готовы к этому. Не их это архетип. Есть и среди них, конечно, нестяжатели. Но в основной своей массе они не готовы в чем-либо ущемить себя лично, чтобы чем-то помочь другому человеку. Да, своему, но не самому себе, не свату-брату. Ну потому что вот - архетип такой.

Это просто нужно всегда иметь в виду. И не ждать от людей того, чего в них нет. Чтобы не разочаровываться понапрасну.