Найти тему

Нервная анорексия: красота, голод и кости.

РПП (расстройство пищевого поведения) проблема не новая, но в современном обществе модная и актуальная.

В стремлениях своего физического идеала мы буквально утопаем в информации из социальных сетей от всяких нутрицологов, тренеров, диетологов и от сомнительных людей в белых халатах, которые вещают нам довольно противоречивую информацию о питании.

Понять их можно, они делают контент, набирают аудиторию, но можете ли вы гарантировать, что перед вами реальный специалист? И вот уязвимые умы уже готовы считать калории, бежать марафоны, отказаться от мяса и придерживаться жесткого ограничения в еде, чтобы соответствовать абсолютному образу своего совершенства. А потом вы слышите от других - считать калории это прямой путь к расстройствам пищевого поведения, да и в целом вы что-то слишком похудели и выглядите нездорово, наверное у вас анорексия. А так ли это на самом деле?

Реальность такова, что сознательный отказ от еды или некоторых продуктов с целью снижения веса еще не делает вас «анорексичкой». Нервная анорексия - это прежде всего психическое расстройство. У таких пациентов возникает навязчивая и разрушительная идея о  уродующей их полноте, хотя вес может быть в пределах нормы. И почему то кажется, что и окружающие обращают особое внимание на размер талии и обхваты бедер и тихонько осуждают за спиной, но в глаза, конечно, этого не скажут. Появляется болезненная озабоченность своей мнимой полнотой, с которой всенепременно нужно бороться и как можно быстрее.

Так в рационе исчезает большой перечень продуктов, порции и частота приемов пищи становится меньше, активно внедряются физические нагрузки. Но и этого мало, подключаются более изощренные методы - очистительные клизмы, мочегонные и слабительные препараты, искусственно вызывается рвота.

Вес уменьшается, а искаженное восприятие тела так и остается с нашими пациентами. Настроение ниже плинтуса, другие интересы, да и жизнь в целом отодвигается на второй план и порадовать могут только неплохие «отвесы».

А так как пациенты склоны к диссимуляциям, то и в поле зрения психиатра, да что там говорить, самих родственников, попадают не сразу. Они тщательно скрывают мотивы своего поведения, стараются принимать пищу отдельно, выкидывают и прячут еду от посторонних глаз, скармливают ее питомцам.

И через время наступает самая опасная стадия анорексии - пациент истощен и болен уже физически.

Ведь за красоту телесную тело и расплачивается своим единственным ресурсом - здоровьем. Выявляются признаки дистрофии миокарда, аритмии, снижается давление, опускаются органы брюшной полости, перистальтика кишечника становится ослабленной, начинают беспокоить запоры, воспаляется слизистая пищевода из-за частого провоцирования рвоты, появляется аменорея и исчезает половое влечение, возникают судороги за счет нарушения электролитного баланса.  

Внешний вид оставляет желать лучшего, кожа сухая, волосы становятся ломкими и редкими, появляется кариес и неприятный запах из-за рта, вместо манящих форм - кожа да кости. И теперь окружающие действительно обращают на них внимание, но в глазах почему-то так и не видно восхищения, а скорее отвращение и сочувствие.

Длительное самоограничение в еде добавляет неприятные бонусы в виде нервной булимии. Появляется внезапный волчий голод, пациент начинает потреблять пищу в больших количествах, при этом не испытывает чувство насыщения. Страх полноты определяет поведение и в этом случае - все что вошло должно и выйти. Применяется очищающее поведение, так называемый «ресторанный метод» - два пальца в рот.

Пациенты у которых развивается нервная булимия на фоне уже имеющейся нервной анорексии могут производить впечатление выздоравливания. Ведь человек начинает есть и даже набирать вес, на фоне которого могут восстановиться менструации. Но, это на первых порах, ведь затем переедания приобретают пагубный характер.

По паттерну пищевого поведения и условиям возникновения  нервная анорексия и нервная булимия  близки друг другу. Существует точка зрения, что это не разные патологии, а лишь стадии единого психического расстройства.

В основном РПП страдают девушки в пубертате, но в последнее время отмечаются и тенденции к более позднему началу заболевания. Запоздалый дебют может встречаться и до 35 лет.

РПП - многопричинное нарушение, однако этиология расстройства остается до конца неясной.  К факторам риска заболевания относится женский пол, профессиональная деятельность (спорт, танцы, модельный бизнес), гомосексуализм у мужчин, низкая самооценка, особенности склада личности (высокий уровень перфекционизма, повышенное внимание к деталям, чувствительность к ошибкам и критики, тревожность).

Доказано влияние и генетического фактора с высоким уровнем наследуемости до 70%.

И не смотря на то, что патология так до конца и остается неизученной, благо лечение есть и представляет собой комплексную помощь в которую входит лечебная диета, психотерапия, медикаментозное лечение и борьба с осложнениями.

Если вас заинтересовала данная тема, то мы рекомендуем вам посмотреть фильм от Netflix «До костей» 2017 года, где по сюжету молодая девушка Эллен, пытается бороться с нервной анорексией и своими внутренними конфликтами.

-2

А мы лишний раз напоминаем вам, будьте внимательны и участливы к своим близким и берегите себя.