Легенды об основании Москвы

Год основания Москвы взят из Ипатьевской летописи. В ней описывается событие 1147 года - это встреча суздальского князя Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава Ольговича, происшедшая в Москве. Ну уже из этих данных понятно, что город существовал уже до их встречи. Достоверных данных об основании города нету, но есть разные легенды. Самые известные хочу вам рассказать.

Вообще можно выделить легенд восемь об основании Москвы. Остановимся на 4-х имеющих общие черты. Самая известная из них, конечно легенда о князе Юрии Долгоруком и боярине Степане Кучке.

Легенда о князе Юрии Долгоруком и боярине Степане Кучке

Записана эта легенда по поручению царя Алексея Михайловича в 17 веке. В те времена поисками легенд и преданий о стольном городе независимо друг от друга занимались четыре разных человека. Все они изучали устные рассказы, но они рознились. И вот получилось четыре повести/рассказа. Расскажу самый правдоподобный из них.

По преданию где-то в 1158 году князь Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир. И вот посреди болота князь видит огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов… Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний».

Князь обращается к греческому философу за разъяснением этого видения. Тот ему пояснил: «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».

Князь Юрий Долгорукий продолжил свой путь. А по дороге он увидел город Москву, которым владел боярин Кучка. Князю захотелось остановиться в этом городе, но Кучка «не почте великого князя подобающею честию». Ну сначала боярин отказался впустить князя с дружиной в город. Предлогом отказа была нехватки места в хоромах, которые якобы были недавно частично разобраны и теперь строились заново. Подчиниться князю Степа Кучка тоже отказался, говоря, что все беглые из владимиро-суздальских вотчин сбегаются к нему, и он скоро станет вровень с Юрием.

Князю Юрию Долгорукому очень это не понравилось и он начал подозревать такого дерзкого боярина в сговоре с новгородцами и повелел «того боярина ухватити и смерти предати». Потом завязался короткий по времени бой и князь со своей дружиной через главные ворота ворвалась в город. Кучке удалось бежать через малые ворота вместе с остатками своих воинов. Но вскоре был настигнут и убит воинами Юрия. Вот так вот город Москва стал частью владений великого князя.

Апполинарий Васнецов / Московский Кремль /фото взято из открытых источников
Апполинарий Васнецов / Московский Кремль /фото взято из открытых источников

Дети боярина Кучки попали в плен. Но к ним отнеслись милостиво, говоря, что они не виноваты в преступлении своего отца. Так его дочь Улиту выдали замуж за сына Юрия Долгорукого - Андрея Боголюбского. А сыновья Степана Кучки (Петр и Яким) стали слугами князя. Жили все мирно и в согласии до самой смерти Юрия Долгорукого.

После же его смерти Улита гуляя по лесу встречает старца, которым оказывается Букала - бывший воевода ее отца. От него она узнает правду о его гибели. Улита все рассказала своим братьям. И они решили отомстить, убив князя Андрея. Братья Кучковичи напали на него во время охоты, но ему удалось ускакать от них загнав коня. Дальше князь пошел пешком и вышел на берег реки.

Тут он встречает перевозчика и просит переправить его на другой берег. Но перевозчик обманывает князя, выманив у него плату за проезд. Опасаясь погони, Андрей на ночь прячется в сруб-могилу.

Опасаясь мести Кучковичи на следующий день отправились на поиски, взяв с собой по совету Улиты любимого княжеского пса-выжлеца. Вот любимая собака сама того не ведая предала хозяина, выведя убийц к к срубу-могиле. Убийцы раскрыли крышу на срубе и убили князя.

Но были и верные люди у Андрея Боголюбского. Его слуга Давыд ночью убежал к брату князя — Даниилу Юрьевичу Киевскому (вымышленный персонаж) — и рассказал ему об убийстве. Вскоре Князь Даниил со своим войском стоял под Москвой, а москвичи выдали им Кучковичей.

Улита и братья были казнены. Тела их положили в берестяные короба и пустили в озеро. Согласно легенде, эти короба до сих пор всплывают по ночам на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят». Что касается Даниила, то он после этого решил не возвращаться в Киев и стал московским князем.

Мать Андрея Боголюбского была дочерью половецкого хана Аепы Осенева (тюркский народ). 
В 10–11 лет девочку крестили, дали имя Анна и выдали замуж за юного Юрия Долгорукого.
Мать Андрея Боголюбского была дочерью половецкого хана Аепы Осенева (тюркский народ). В 10–11 лет девочку крестили, дали имя Анна и выдали замуж за юного Юрия Долгорукого.

Эта самая правдоподобная легенда об основании Москвы, потому что она единственная, которая соотносится с известными фактами. По летописи среди убийц Андрея Боголюбского упоминаются некие Яким и Петр Кучковичи. А еще во Владимирской области сохранилось предание, что в Плавучем озере под Владимиром плавают в дубовых коробах братья Кучковичи, убитые за вероломство великим князем Всеволодом Большое Гнездо. А еще есть летописное упоминание, что Москва раньше называлась Кучковым:

«До Кучкова, рекше [то есть] до Москвы»

В 14 - 15 веках летописи несколько раз называют одно из московских урочищ (в районе Сретенских ворот, Чистых прудов и Лубянской площади) Кучковым полем.

Но у этой легенды есть и слабые стороны: князь Юрий Долгорукий умер в 1157 г., за год до времени начала действия легенды. А еще есть летопись, в которой упоминаются братья Кучковичи, где причиной убийства ими Андрея Боголюбского была не месть за смерть отца, а решение Андрея казнить за какой-то проступок брата своего слуги Якима Кучкова — Петра. Яким в ответ и организовал упомянутый в легенде заговор.

Легенда об основании Москвы сыном Александра Невского Даниилом

Одновременно с легендой о Юрии Долгоруком была записана и другая, согласно которой Москву основал сын Александра Невского Даниил. Он отнял земли у боярина Кучки и был убит за это его сыновьями. Эта версия почти полностью копирует предыдущую.

"Чудесное видение" упоминается еще в одной легенде, записанной тогда же. В ней говорится о Данииле, но не об Александровиче, а об Ивановиче, который, в отличие от Александровича, является, скорее всего, вымышленным персонажем. Он, повинуясь видению, основал на указанном в нем месте город, получивший название Москва.

Вообще сцена убийства князя, абсолютно аналогичная сцене убийства Андрея Боголюбского, имеется и в другом рассказе, не имеющем ничего общего с легендой о Кучке и Юрии Долгоруком. Там не названо имя князя, но сказано, что убийцы были подосланы к нему неверной женой. Вскоре после убийства брат князя захватил в плен и казнил изменницу и ее наемников, а затем на месте совершенного ими преступления основал город — «около красных сел по Москве-реке» — и назвал его Москвой.

Легенда об основании Москвы Мосохом

Одновременно с легендами о Кучке была записана в 17 веке еще одна любопытная легенда. По ней город основал сын Иафета, внук Ноя библейский герой Мосох.

Согласно легенде в незапамятные времена на берегу реки поселился Мосох и основал там город, который назвали Москвой. А название реки и города произошли от имени Мосоха и его жены Квы. А еще у Мосоха был сын Я и дочь Вуза. Вот от их имен дали реке название - Яуза.

Эта легенда была очень популярна в 17 веке. Это видно даже из рассказа дьякона удаленного от Москвы Холопьего монастыря на реке Мологе, Тимофея Каменевича Рвовского:

«И созда же тогда Мосох-князь и градец себе малый на превысоцей горе той над устии Явузы-реки, на месте оном первоприбытном своем именно московском, иде же и днесь стоит на горе той церковь каменная святаго и великаго мученика Никиты, бесов мучителя»

Легенды об основании Москвы Олегом или Букалом, или Сарой с Подоном

Есть и другие малоизвестные легенды. По одной из них Москву основал князб Олег, который правил в 879—912 годах.

«Олег же нача грады ставите … и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и поставил град не мал, и прозва его Москва»

Есть легенда об отшельнике Букале (тезке воеводы Степана Кучки), который жил где-то рядом с Москвой и предсказал городу его судьбу.

Есть легенда, неверность которой доказана. Это легенда о Саре и Подоне. Вот как она произошла. В столице Золотой Орды, городе Сарай-Бату в 1261 году учредили православное Сарское епископство. А вскоре по аналогии создали Подонское епископство. Сарский епископ поддерживал тесную связь с Москвой и другими русскими городами. В Крутицах, что на Рязанской дороге, было устроено подворье для сарских епископов или их представителей, приезжавших в Москву или проезжавших в северные княжества.

Вскоре оно превратилось в Крутицкий монастырь. Около возвышенности, на которой стоял этот монастырь, протекали две речки, одна с севера, другая с юга. Чуть позже эти речки получили названия в честь Сарского и Подонского епископств: северная стала называться Сарой, южная — Подоном. Еще чуть позже происхождение этих названий забылось, и появилась легенда, по которой город Москву основали некие Подон и Сара.