Недалеко от города Кале 6 мая 1994 года президент Франции Франсуа Миттеран и королева Великобритании Елизавета II торжественно открыли железнодорожный туннель под проливом Ла-Манш. Королева, кстати, приехала в Кале на поезде по Евротуннелю, то есть впервые в истории преодолела это расстояние по суше.
Туннель имеет протяженность 50,5 километра, из них 39 километров пролегают под морским дном. Тоннель возводился 7 лет; в строительстве принимали участие 7 тысяч рабочих. Этот совместный англо-французский проект стоил более 4 миллиардов фунтов стерлингов.
В рейтинге самых протяжённых тоннелей мира он занимает третье место — на несколько километров уступая японскому Сэйкану и Готардскому тоннелю в Швейцарии.
Впервые о строительстве такого тоннеля высказался в 1802 году французский инженер Альбер Матье-Фавье.
По его замыслу, тоннель должен был освещаться масляными лампами и по нему должны были путешествовать конные экипажи. Для вентиляции предусматривались отдушины, ведущие к поверхности моря. Этот проект был предложен Наполеоном I при заключении мирного договора между Великобританией и Францией. Планам помешала разразившаяся в 1805 году война.
Спустя полвека французский инженер Томе де Гамонд предлагал строительство уже железнодорожного тоннеля. Французы согласились, но англичане колебались. Тогда де Гамонд посоветовался с Питером Уильямом Барлоу, британским инженером, одним из строителей первого метрополитена в мире — лондонского. Барлоу стал собирать деньги на строительство перемычки. Одновременно французский и английский парламенты приняли постановление о строительстве тоннеля.
В 1881 году были проведены геологические изыскания, и 21 октября две буровые машины начали работу — одна с английской стороны, вторая - с французской стороны.
Но 18 марта 1883 года строительство было остановлено, так как британцы опасались, что готовый тоннель может облегчить вторжение противника на территорию Великобритании. К этому времени было прорыто 2.026 метров с британской стороны и 1.829 метров — с французской.
Попытка третья. В 1922 году рабочие начали бурить тоннель у Фолкстона. После того, как было завершено 128 метров, по политическим причинам проект снова был остановлен.
После Второй мировой войны идея постройки тоннеля вновь была возрождена. В 1957 году была сформирована исследовательская группа, которая в 1960 году в своём отчёте порекомендовала прорыть два главных тоннеля и один служебный между ними.
Проект был одобрен и запущен в 1973 году. Из-за очередных финансовых проблем спустя два года, когда был прокопан тестовый тоннель длиной 250 метров, он снова был остановлен.
В 1984 году правительства Великобритании и Франции пришли к выводу, что без дополнительного привлечения частных средств строительство невозможно. Из четырёх предложенных был выбран план, наиболее сходный с проектом 1973 года. 20 января 1986 года он был опубликован. 12 февраля 1986 года оба правительства подписали договор по строительству тоннеля в Кентербери и ратифицировали его в 1987 году. Строительные работы начались в декабре 1987 года. Памятная встреча двух сторон произошла в декабре 1990 года.
Сооружение оборудовано двумя рельсовыми путями и одним служебным тоннелем. Через каждые 375 метров имеет проходы, соединяющие его с основными полосами. Тем самым обеспечивает доступ к полотну служебному персоналу и позволяет эвакуировать пассажиров в случае необходимости.
Все полосы имеют две развязки, позволяющие поездам спокойно перемещаться. Максимально допустимая скорость — 160 км/ч.
* * *
Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.