Когда-то в юности я написала стихотворение, которое начиналось строками:
Земля марсианских закатов, земля воспаленных снегов...
Тогда мне казалось, что, раз планета Марс красноватая, то и марсианские закаты должны быть окрашены в пунцовые тона.
А вот и нет. Нынешние снимки с Марса, сделанные аппаратом Perseverance, подтверждают, что закаты там... голубые.
Тоже красиво, но эффект совсем другой, нежели от раскаленного красного солнца.
Впрочем, художники, увлекавшиеся астрономией, еще до эры марсоходов знали или догадывались о такой гамме цветов.
Нынешние же художники, в том числе те, кто пользуются компьютерными средствами, уже точно знают, чем именно можно любоваться вечером на Марсе. Хотя иногда добавляют лиловых и розоватых тонов - так глазу приятнее.
Голубому цвету марсианских закатов есть научное объяснение. Всё дело в составе атмосферы (на Марсе преобладает углекислый газ) и в пылевой дымке, благодаря чему красная часть солнечного спектра рассеивается.
А бывает ли нечто подобное на Земле? В какой-то мере - да, когда день пасмурный, и солнце как бы в "мешочке". Но всё-таки это скорее серый или серебристый, нежели голубой закат.
Так что "земля марсианских закатов" - это нечто эфемерно-голубое, напоминающее представления об Элизиуме, царстве блаженных теней, описанной древними и новыми поэтами, музыкантами и художниками.
Впрочем, к эмоциональному строю моего давнего стихотворения тема загробного (или инопланетного) мира тоже подходит. Именно эти строки я приписала вымышленной мною марсианской поэтессе Орелии Гор, и придумала ей романтическую историю: она полюбила землянина-космонавта, который погиб в катастрофе, возвращаясь на Землю.
В романе "Наследник" строки про марсианские закаты цитирует другая моя героиня, Илассиа Саонс, потерявшая бесконечно любимого мужа и, несмотря на второй брак, продолжающая мечтать о его возвращении из небытия.
Земля марсианских закатов, земля воспаленных снегов,
будь всем, чем хочешь, богата, отдай мне его одного...
Откуда уйлоанка Илассиа знает стихи марсианской поэтессы? Сборничек ей подарил старый марсианин-космопсихолог Абель Финн, к которому она пришла в момент полного душевного отчаяния.
Это был очередной секрет "Хранительницы" - не столько ради рекламы, сколько просто к сведению.
--
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".