Рассказывает Андрей Альмарик*
Пожилая женщина принесла в комиссионный магазин на Сретенке небольшую картину; холст настолько потемнел, что ничего нельзя было разобрать.
— Нет, пожалуй, мы ее не возьмем, — сказал приемщик.
— Сколько вы хотите за картину ? — спросил случайно оказавшийся в магазине коллекционер.
— Ну, рублей десять... — неуверенно ответила женщина.
Когда Яков Рубинштейн показал купленный холст реставраторам, они только посмеялись над ним, сказав, что десять рублей он может отнести на счет частной благотворительности.
Вскоре один начинающий реставратор попросил у него ненужный холст для практики. Неожиданно для всех под слоем потемневшего лака оказался этюд к картине Абрама Архипова "У перевоза на Оке", которая находится я в Третьяковской галерее . Этюд относится приблизительно к 1910 году. Работы Архипова вообще довольно редки, так как большинство картин, которые он считал неудачными, он уничтожал.
— Что же вам так безошибочно подсказало купить этот черный холст ? — спросил я Рубинштейна.
— Очевидно, чутье коллекционера. Впрочем, — добавляет он, — в магазине сказали мне, что ранее эта женщина распродавала много вещей из чьей-то хорошей коллекции. Впоследствии я обнаружил на подрамнике надпись, что картина из коллекции Рябушинского, известного миллионера и мецената начала века.
*Андрей Альмарик. Художники и коллекционеры в Москве // Ковчег. Литературный журнал, № 2.-Париж : [Б.и.], 1978.-81-95