"Как можно сегодня честно и буквально говорить о нисхождении в ад или вознесении на облаках в небеса?" Из лекций о. Ианнуария Ивлиева

Архимандрит Ианнуарий Ивлиев (1943 - 2017)
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев (1943 - 2017)

Трёхэтажный мир древности

Древний человек представлял себе мир «трёхэтажным»: небо, земля и преисподняя (подземный мир, ад). Этого не следовало доказывать, это было самоочевидно. В этом были уверены все: от Платона до Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Язычники верили в то, что звёзды и планеты – это боги: Марс, Венера... А апостол Павел это опровергает: это не боги, а бесы,
злые духи поднебесные (Еф 6:12). То есть было очевидно, что по небу «бегают» бесы и влияют на судьбы людей. Отсюда на протяжении всего Средневековья составление гороскопов и вера в них.
К тому же люди были уверены и в том, что человек может летать по воздуху. Это не нужно было доказывать: есть масса древних текстов, в которых такие вещи описываются. Правда, такой полёт редкость, то есть чудо. Чудо – это то, чему мы
чудимся, удивляемся. Оно происходит не каждый день, но стопроцентно бывает. В этом были абсолютно все уверены.

Столкновение с современностью

А теперь спросите кого-нибудь: «Вы верите, что в небе летают бесы?" Вам ответят: "Нет, это звёзды, планеты, их можно наблюдать в телескоп". Но ведь ничего этого не знали в древности. Не знали, что по воздуху можно летать лишь на самолёте, а не так: подпрыгнул – и полетел...
И если сегодня кто-то думает, что он может вскочить и полететь по воздуху, то мы скажем, что он не здоров, ему надо бы к врачу. С другой стороны, мы читаем Библию, и там всё это написано. В итоге читатель Священного Писания порой находится в состоянии раздвоенности сознания и сердца: в быту он думает так, а когда читает Библию – думает иначе. Всё это нужно привести в какой-то порядок.

Очищение от мифа

В ХХ веке за это взялся выдающийся библеист Рудольф Бультман (1884-1976). Он заявил, что вся библейская картина мира насквозь мифологична. Что когда писался Новый Завет (не говоря уже о Ветхом), не было различия между «естественным» и «сверхъестественным». Это различие появилось уже позднее, примерно в IV веке.
Библейский текст «принуждает» человека к мифологии. Но весь строй нашего мышления сформирован современной наукой, которой не было раньше. Тут уж ничего не поделаешь! А принять миф – значит впасть в шизофрению, в двоемыслие. То есть самим нашим бытием и существованием нам
задано критическое отношение к библейской картине мира. Как можно сегодня честно и буквально говорить о нисхождении в ад или вознесении на облаках в небеса? Всё это невозможно понимать буквально.
Бультман ставит задачу так называемой
демифологизации Писания - освобождения его от мифа. В этом он находил и сторонников, и яростных противников. Но задача была поставлена.

Определения Бога и Церкви - для простаков

В православии об этом пишет богослов Христос Яннарас (род. в 1935 г.). Он не пытается "развенчать" чудеса и изменить язык библейских образов, а пытается понять его через апофатизм - учение о том, что высшая Реальность в своей последней глубине непостижима и неопределима средствами человеческого языка и понятий.
Яннарас утверждает, что все понятия нашего догматического богословия невозможно понимать буквально, и в этом он полностью согласен с Бультманом. За этими понятиями стоит нечто, что невозможно определить словами, ибо это нечто представляет собой живое бытие, живую жизнь. А живую жизнь невозможно определить, поскольку она живая и свободная. Мы не можем определить Бога, так как Он беспределен!
И в этом Яннарас следует святоотеческой традиции. Святые отцы говорили, что самое лучшее и самое чистое богословие – апофатическое. Например, мы не можем сказать, что Бог – это благо, потому что Он
выше блага. Всё несвойственное Ему нужно отбросить. А что останется? – Останется слепящая апофатическая тьма, Бог как божественное ничто. Это то, куда надо броситься, отдаться этому, углубиться, слиться с этим – и только в этом жизненном слиянии можно узнать, что такое Бог.
А различные определения – это всё для «простаков». Истинное богословие всегда апофатическое. Яннарас предлагает точно таким же образом очистить понятие
Церкви от различных философских определений и жить подлинной церковной жизнью. Это интересно!