Найти в Дзене

Ретро-трамвай: история знаменитой «Американки». Как трамвай получила свое название и сколько лет катал ленинградцев

Оглавление

На улицах Санкт-Петербурга можно встретить туристической трамвай Т1 – копию вагона ЛМ-33, созданную по архивным чертежам. О самой экскурсии я писала в статье «Ретро-трамвай: необычное путешествие по Петербургу», сегодня же расскажу об истории знаменитого трамвая.

С чего все начиналось

До 1933 года в Ленинграде курсировали только небольшие двухосные вагоны, однако их вместимость уже не соответствовала возросшему уровню пассажиропотока. Два «четырёхосника», построенных в Сормово и выпушенных на улицы города проблему не решали.

Ленинградские транспортники активно работали над повышением вместительности и комфортабельности трамвая. И в начале 30-х годов группа советских инженеров под руководством Д.И. Кондратьева отправилась за рубеж с целью изучить опыт иностранных коллег для проектирования трамвая большой вместимости. Внимание специалистов привлекли четырехосные вагоны фирмы «Peter Witt», которые эксплуатировались в США. Они отличались от других трамваев той эпохи наличием центральной двери с кондуктором. Такое решение позволяло уменьшить время, затрачиваемое на остановку трамвая и увеличить пропускную способность транспортной системы.

Трамвай Вита
Трамвай Вита

Вагоны, разработанные на базе трамваев Витта в 1933 года получили наименование МА (моторный американского типа) и ПА (прицепной американского типа), а ленинградцы стали называть их «Американками». Позже название вагона изменили на ЛМ-33 (ленинградский моторный 1933 года разработки), но простонародное название трамваев так и сохранилось.

Я.Г. Годес, «Этот старый новый трамвай». Лениздат, 1982 г.
Я.Г. Годес, «Этот старый новый трамвай». Лениздат, 1982 г.

А строительство вагонов данной конфигурации производилось с 1933 по 1939г. За это время было выпущено 232 единицы техники.

Самый долгоживущий трамвай

В историю ЛМ-33 вошел как трамвай-долгожитель: он эксплуатировался на протяжении 46 лет – с 1933 по 1979 гг. Он был так дорог горожанам, что при завершении эксплуатации в 1979 году пассажиры вышли проводить его в прощальный рейс, который состоялся 18 марта. В этот день многие ленинградцы специально пришли проводить на заслуженный отдых своего легендарного друга. А рабочие ЗРГЭТ к этому дню придали двум вагонам серии ЛМ-33 тот вид, который они имели в самом начале эксплуатации: окрасили в вишнёвый  цвет и оттенили по старинке номера вагонов: 4275 и 4454.

Трамвай ЛМ-33
Трамвай ЛМ-33

Технические особенности

Габариты

В первоначальном эскизе будущей «Американки» габариты трамвая были более внушительными: ширина вагона составляла 2,9 метра. Однако для таких вагонов пришлось бы переложить пути на 127 километрах, убрать в междупутьях сотни опор контактной сети, переложить кабели и даже построить новый трамвайный мост через Фонтанку. Поэтому от внешне привлекательного проекта пришлось отказаться. В итоге окончательные габариты трамвайного поезда составили 15 метров в длину и 2,6 метра в ширину.

Ретро-трамвай
Ретро-трамвай

Двери

У самого первого поезда было по три двери по обе стороны бортов, а не только по правую. Это объяснялось тем, что в Ленинграде не везде были оборудованы кольцевые пути, и вагоновожатый высаживал пассажиров то с одной, то с другой стороны – в зависимости от направления движения. Однако последующая эксплуатация показала, что наличие шести дверей неэффективно и следующие вагоны выпускали уже в более привычном варианте.

Также в нижней части дверей трамвая расположены окошки. Если в них вы не видите края лужи, значит перепрыгнуть ее вы не сможете.

Ретро-трамвай
Ретро-трамвай

Цвет

«Американки» ходили в Ленинграде в трёх вариантах окраски: вишнёвый, красный и цвета морской волны. Различия объяснялись различным временным периодом, а также принадлежностью вагона к определенному парку.

Реечный пол

ЛМ-33 сохранил некоторые отличительные особенности более раннего вагона МС, например – реечный пол. Он был предназначен для того, чтобы зимой или в ненастную погоду грязь и снег стекали с обуви горожан и не загрязняли салон.

Интересный факт

Реечным пол помогал знакомиться. У молодых дам часто застревали в нем каблуки и нередко, они, «случайно» зацепившихся каблуком за неровный пол, падали в сторону потенциальных кавалеров.

Ретро-трамвай
Ретро-трамвай

Откуда пошло выражение «метр с кепкой»?

Вагон ЛМ-33 отличался от других моделей тем, что в нем была центральная дверь. Рядом с ней находилась отметка высотой в 1 метр – высота ограждения места кондуктора. В то время дети могли проехать в трамвае бесплатно, если их рост был менее метра. Отсюда и пошло выражение «метр с кепкой», рожденное в спорах родителей с кондуктором, о том, что это не ребенок высокий, это кепка добавляет сантиметров.

Ретро-трамвай
Ретро-трамвай

Вместо итога

Трамвайный поезд, который 18 марта 1979 года вышел в последний пассажирский рейс, чтобы попрощаться со своими пассажирами, можно и сегодня встретить в современном Петербурге в Музее городского электрического транспорта.

Сам музей не очень большой, но содержит внушительную коллекцию электрического транспорта, который можно встретить в разных уголках нашей страны.

В него мы ходили несколько лет назад, в рамках акции «Ночь музеев» – было довольно интересно.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал, жмите палец вверх, рассказывайте о своих любимых достопримечательностях и интересных экскурсиях в комментариях!