Найти в Дзене
Интерпретатор

Как Британия пользуется лазейками в санкциях против России, которые сами же и приняли.

Оглавление

В The Guardian пишут, что объёмы импорта Британией российских нефтепродуктов из Индии, Китая и Турции в 2023 году увеличились в 5 раз по сравнению с 2021 годом. То есть Британия открыто пользуется российской нефтью под видом дружественной.

Как так выходит, что санкции не работают?

Как вы знаете, США и примкнувшие к ним страны ввели России санкции. Санкции ограничили покупателям покупку нефти и нефтепродуктов, а России ограничили доступ к западной инфраструктуре морских перевозок. То есть нельзя пользоваться западными страховщиками, брокерами и прочим.

Разве что вы не продаёте нефтепродукты в рамках ценового потолка. Тогда продавайте, но не нам. Потому что действует эмбарго. Продавайте кому-нибудь ещё. Так что, если нефть стоит 60 долларов или дешевле, то можно воспользоваться каким-нибудь, например, греческим танкером.

Но самое интересное, что помимо всех этих ограничений, о которых много говорят и все знают, есть ряд исключений. Они прописаны как в пакетах санкций ЕС, так и в документах, которые регламентируют применение потолка цен.

Во-первых, есть исключения, которые касаются страны происхождения нефтепродуктов, получаемых из российской нефти или российских нефтепродуктов. То есть российское мы не покупаем, но сделанное из российского сырья можно.

Выходит система, в которой зарабатывают третьи страны, перерабатывающие российское сырьё. Так делают сейчас те же Индия, Китай и Турция. На них из Вашингтона смотрят с глубочайшим неодобрением, но сделать с этим ничего не могут.

Допустим, вы купили российскую нефть в Индии. Вы произвели нефтепродукты: бензин, дизельное топливо, битум, мазут, всё что угодно. Вы имеете возможность, воспользовавшись западной экосистемой морских перевозок, без какого-либо потолка цен продать этот нефтепродукт в Европу.

Это прямо разрешается действующими санкционными ограничениями. Этот нефтепродукт по прописанным в этих действующих санкционных ограничениях нормам не будет считаться российским.

Комичная часть санкций

В январе 2023 года были опубликованы документы, которые описывали предварительные правила действия потолка цен на российские нефтепродукты.

И там была довольно комичная часть, в которой прописывалось, что если нефтепродукты переработаны дополнительно, то они не считаются российскими. А дальше приводился список процессов нефтепереработки, чтобы они перестали быть российскими.

Там были упомянуты вакуумная и атмосферная перегонка. А это первичные процессы нефтепереработки. И вышло, что какая-нибудь Турция может поставить ректификационную колонну в порту, закупать российское дизельное топливо, прогонять его и говорить, что это турецкий дизель. И по нормам получалось бы, что это действительно турецкий дизель. Я сейчас не утрирую. Исходя из этих норм, получалось именно так.

Видимо, потом кто-то понимающий увидел дыры, после чего эту часть с перечислением первичных процессов изменили на «значительную переработку». Только вот что такое «значительная переработка» не раскрывается. Когда именно переработка считается значительной, а когда считается незначительной? Непонятно. Нормы это не прописывают. Тут открывается ещё больший простор для манёвра.

И теперь во всех странах, которые ввели против нас санкции, удивляются, как это они, не нарушая санкций, обходят сами же эти санкции.

Почему такие исключения были введены?

Потому что отследить, из какого сырья было произведено дизельное топливо, керосин, любой нефтепродукт, крайне сложно. Если вы кого-то заставите заниматься отслеживанием, ему проще будет плюнуть на это и сказать: мне сказали, что это из американской нефти. То есть, объем затрат человека часов на выявление российской нефти в дизеле будет неадекватным.

И что самое главное во всём этом, так это то, что нет избытка предложения нефти в мире. Поэтому Германия, Великобритания и другие крупнейшие в Европе покупатели наших нефтепродуктов, отказываясь от российского дизельного топлива, должны были подумать, а где они будут его покупать?

Рынки поделены. Есть покупатели, есть продавцы, которые традиционно сотрудничают. Вы можете начать перехватывать какие-то грузы, но это выйдет дороже. А тут Индия наращивает объёмы производства. Говорит: ребят, набегай. У нас есть предложение. И вы набегаете, потому что этот объём предложения полностью удовлетворяет ваши потребности.

Либо российские нефтепродукты пойдут куда-то ещё и будут замещать нефтепродукты местного производства. А нефтепродукты местного производства пойдут к вам. Как, например, в Турции происходит. Получается, что вы в любом случае будете мириться с этим, если хотите, чтобы нефтепродукты у вас были. По-другому не будет.

Нет избытка предложения. И это сказывается не только на том, что приходится делать исключения, но и на работе самого потолка. По букве потолка получается, что Индия, продолжая покупать российскую нефть, должна настаивать на соблюдении потолка цены. Да и для самой Индии покупать нефть дешевле 60 долларов в текущих условиях было бы сказкой.

Но все эти оставленные лазейки в санкциях говорят о том, что есть понимание, что Россия скажет, а я вам продавать не буду. Ну, пойди по рынку, поищи нефть ещё где-нибудь. Найдут, но не в том объёме, далеко не по той цене и сроки поставок будут совершенно другие. Другими словами не найдут.

Поэтому из-за санкций поменялась структура рынка нефти. И в этой новой структуре Россия зарабатывает примерно те же деньги, что и раньше. Потому что, повторюсь, нет избытка предложения нефти в мире.

Всё, что не попадает в Дзен, попадает в Телеграм-канал.