Найти тему

ТОКСИЧНАЯ МАТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА. Часть 1.

Оглавление

Токсичный (от латинского Toxicus) – это ядовитый.

Токсичность – это степень, в которой химическое вещество или определенная смесь могут нанести вред организму.

Токсичным в психологии подразумевают человека, отношения или чувства которого «забирают энергию», постепенно отравляя и разрушая психику, душевное и физическое здоровье и многие жизненные сферы другого человека.

Кого же мы называем токсичными матерями? Это те матери, поведение которых неизменны и превращены в источник постоянного негативного влияния на жизнь ребенка, те, которые причиняют вред своему ребенку. Это те мамы, которые непрерывно травмируют своих детей, обращаясь с ними жестоко и унижая их, и которые продолжают это делать и тогда, когда их дети становятся взрослыми.

Как химический токсин, эмоциональная боль, причиняемая матерью, пропитывает все существо ребенка, и по мере того, как ребенок взрослеет, растет и боль.

Давайте рассмотрим типы токсичных матерей.

-2

Игнорирующая мать.

Игнорирующая мать не замечает того, что необходимо ребенку и тем самым наносит огромный урон. Такие мамы пренебрегают мыслями и чувствами детей, считая их незначащими или не обращая на них внимания. Они не интересуются делами детей, не сочувствуют и не переживают детские беды, проблемы и радости. Можно сказать, что эмоционально они не включены. Не замечая присутствия ребенка, его чувств и потребностей, мать посылает сигнал: «Ты не важен для меня, не имеет значения, что ты думаешь и чувствуешь». Это сокрушительный удар по развивающейся личности и скрытая форма эмоционального насилия.

Подрастая, у детей игнорирующих матерей зачастую запускается цикл протестного поведения. Всеми возможными способами, продуктивными и непродуктивными, ребенок пытается добиться внимания матери.

Некоторые дети надеются доказать, что чего-то стоят, добиваясь высоких результатов. Но и в этом случае, мать обесценивает это, либо игнорирует. Даже очень успешные дети игнорирующих матерей часто страдают от глубокой неуверенности в себе, чувствуют себя никчемными и не заслуживающими любви.

Последствия игнорирования со стороны матери

  • Привычка угождать всем и каждому, ставя свои потребности на последнее место.
  • Сочетание потребности услужить и самоощущение невидимки заставляет в дружбе и любви тянуться к людям, которые общаются с ними так же, как мать.
  • Трудности с пониманием и изложением своих потребностей и желаний.
  • Избегание конфликтов и споров, даже если другие не правы.
  • Трудности с установлением и поддержанием близких отношений.
  • Низкая самооценка.
  • Принятие чужих убеждений и установок в качестве своих собственных и неумение настоять на своем.
-3

Контролирующая мать.

Контролирующая мать лишает своего ребенка права голоса, возможности самому делать выбор и учиться на своих ошибках, а главное, воспринимать себя таким, какой он есть, а не проекцией материнских потребностей и желаний. Если игнорирующая мать не интересуется жизнью своего ребенка, то контролирующая, наоборот, вникает во все, неизменно посылая сигнал: «Без меня ты никто, если бы меня не было рядом, ты бы пропал, будет либо, по-моему, либо никак». Она видит в детях продолжение самой себя, а не самостоятельные личности с собственным голосом.

Контролирующая мать учит своих детей тому, что любовь «выдается» на определенных условиях и, если ребенок разочарует, никто его любить не будет.

Последствия контроля со стороны матери

  • Определение себя по тому, как воспринимают другие и отчуждение от своего внутреннего «я».
  • Эмоциональная неустойчивость, так как выдерживать постоянный контроль очень сложно.
  • Тяга к другим контролирующим людям, так как контроль принимается за последовательность и надежность. Либо сами становятся контролерами.
  • Нетерпимость к сомнениям других людей, так как уверены, что жизнь действует по определенным правилам.
  • Невозможность осознавать себя независимой личностью, невозможность разобраться в своих чувствах, так как привыкли жить по чужим указаниям.

Продолжение следует...

С вами была Татьяна Галадий, педагог-психолог, детский и семейный психолог. Спасибо, что читаете нас!