Плавание по водоемам на надувных лодках, байдарках и катамаранах уже стало обыденным делом не только для туристов-водников, но и охотников, а также рыболовов. При всей несложности управления данными плавательными средствами все-таки существуют некоторые нюансы, соблюдение которых не только сделает прохождение вашего маршрута легче, но и безопаснее.
Общие правила во время водного путешествия. В водном путешествии, как и в любом другом необходимо планировать режим походного дня. Конечно, при планировании режима походного дня необходимо учитывать используемые для путешествия плавательные средства, погодные условия, ну и конечно же, сложность самого маршрута.
Имеющийся в наличии груз (рюкзаки, мешки и т.д.) необходимо надежно крепить с помощью веревок к плавательному средству (фото 1). Надежно закрепленный груз, займет меньше места, а также не будет перемещаться по плавательному средству во время прохождения по трудным участкам водоема (например, порогов на реке), что в свою очередь исключит возможность утери груза.
В случае, когда идет дождь или маршрут движения проходит по участку реки с порогами, где вероятность попадания воды на плавательное средство велика, то груз необходимо помещать в специальные водонепроницаемые мешки, которые имеются в продаже или хотя бы закрывать полиэтиленом сверху (фото 2), иначе весь груз промокнет. Самим же путешественникам необходимо надевать непромокаемые вещи и болотные сапоги (фото 3-5).
Также, если дождь застал вас утром, когда лагерь еще не начали «сворачивать», то желательно дождь переждать и не собираться в дорогу, особенно когда у вас в запасе имеется время. Тем, кто попал под дождь непосредственно во время сплава (на маршруте движения), то необходимо помнить, что место для стоянки надо искать раньше, чем в хорошую погоду, так как это займет больше времени (заготовка дров, разжигание костра и приготовление пищи в дождливую погоду весьма проблематичные занятия).
В случае сильного встречного ветра, тоже затрудняется движение плавательных средств из-за создаваемой большой парусности, поэтому важно помнить, что сильный ветер утром и в течение дня резко стихает к вечеру. В связи с этим движение можно увеличить именно на вечерние часы, в таком случае километраж можно пройти больше, а устанете меньше, что тоже немало важно.
Кроме этого сплав в темное время суток надо исключить полностью, так как это очень опасно, особенно на таежных реках. Например, на таежных реках бывает много завалов и топляков, которые в темноте вы точно не увидите, кроме этого на мелководьях рек может валяться, что угодно включая острые металлические предметы (конструкции старых мостов, металлический хлам и т.д.).
Также не редкость на реках низко висящие провода, которые могло оторвать сильным порывом ветра и в нормальном сидячем положении они соприкоснуться с телом в районе шеи, днем заметив такое препятствие нужно всего лишь наклониться вперед или назад.
Этого же правила надо придерживаться, когда яркий солнечный свет светит в глаза и тоже ограничивает видимость. В темноте и при светящем прямо в глаза солнце, ни в коем случае нельзя проходить опасные участки реки: пороги, «сухие пороги», шиверы и т.д. Прохождение опасных участков (препятствий) необходимо переносить на более подходящее для этого время суток.
Как правило, опасные участки в водном путешествии проходятся поочередно, если плавательных средств – два и более. Первым всегда должно проходить опасные участки плавательное средство с наиболее опытным экипажем. За первым плавательным средством, если это возможно, не отдаляясь далеко от берега, чтобы всегда можно было пристать, идут другие плавательные средства. В случае признака опасности, команда впереди идущего плавательного средства высаживается и с берега делает разведку дальнейшего пути.
Осмотр опасных участков заключается в определении его характера, в выборе способа и порядка движения группы через имеющуюся преграду. Для лучшей разведки водного потока реки, также можно через непродолжительные интервалы времени сбрасывать контрольные буи (палки, части бревен, куски пенопласта, пустые пластиковые емкости) в воду. Это позволит точно определить движение водного потока (например, чтобы во время сплава не «выкинуло» на имеющиеся в реке валуны).
При очень сложном фарватере, а также незаметных с воды препятствиях на берегах можно установить специальные вехи из палок или веток, или на крайний случай выставить по берегу людей из числа группы, которые будут указывать экипажам проходящих плавательных средств направление поворотов. Также в случае необходимости ниже опасного места выставляются на берегу посты со спасательными средствами. Наличие постов обязательно при прохождении очень сложных порогов.
На спокойных реках линией движения плавательных средств, как правило, является главный поток. Идти надо по глубоким местам, чтобы полностью использовать скорость течения реки.
На быстрых и сложных реках необходимо двигаться так, чтобы направлять плавательное средство с одного мыса на другой, при этом пересекая фарватер на плесах. В любом случае, при подходе к крутым поворотам или препятствиям важно не оказаться в главном потоке, который может прижать («выкинуть») плавательное средство к берегу, «затащить» на валуны или чего хуже «выкинуть» на острые камни вблизи берега (фото 6) или топляки, которые, как правило, всегда изобилуют острыми сучьями.
Также необходимо помнить, что в таких местах глубина рек приличная и выход в реку будет не возможен и опасен, поэтому если все же плавательное средство начало прижимать к любому из препятствий, то не надо паниковать и следует технично отталкиваться от данных препятствий веслами и даже ногами, чтобы избежать столкновения.
В таких случаях, всем членам экипажа плавательного средства необходимо «вертеть» головой вокруг и увертываться от ветвей и низко нависающих над водой деревьев. Поэтому во время сплава, никогда нельзя плыть спиной по ходу движения.
Соблюдение указанных правил сохранит не только здоровье, но и жизнь.
Идея статьи по информации открытых источников и личного опыта
© Владислав Зверев
Видео по теме:
Спасибо всем, кто дочитал статью и посмотрел видео, не забудьте подписаться на канал, поставить лайк и написать комментарий👍😁
Мои ссылки:
Мир ВЫЖИВАНИЯ – https://t.me/survivalworld59
Дзен - https://zen.yandex.ru/v_zverev
RUTUBE - https://rutube.ru/channel/26482735/
ВКонтакте - https://vk.com/v.zverev1973
Одноклассники - https://ok.ru/vladislav.zverev59
Для предложений и сотрудничества – v.zverev.perm@mail.ru
Поддержать канал - https://yoomoney.ru/to/4100118045732142