После того, как закончился период самоизоляции от внешнего мира*, и Япония открыла свои границы, японский художественный мир испытал серьезные изменения. Огромное влияние оказывали дотоле невиданные западные стили и техники, предлагая удивительные возможности.
*Сакоку (鎖国, «страна на замке») – период с 1641 по 1853 годы самоизоляции Японии от внешнего мира (за исключением Китая и Кореи).
Вслед за повальным увлечением западными веяниями традиционная живопись угасала на глазах и некоторые художники, озаботившись таким печальным положением дел, стремились оживить японскую традицию. Так возникло движение по сохранению традиционной живописи путем разработки более современного японского стиля Нихонга (日本画 «японская живопись»).
Ярким представителем нового стиля был Сюнсё Хисида (菱田春草, 1874-1911). Не смотря на свою короткую жизнь, он оставил после себя множество шедевров, став знаменосцем новых перемен в мире традиционной японской живописи.
Его настоящее имя Миодзи, он родился в Иида, префектура Нагано, в семье самурая, служившей дому Хори многие поколения. Его отец, переживший беспорядки в конце периода Эдо, зарабатывал на жизнь банкиром.
Сюнсё рисовал с раннего детства и вообще был умным ребенком, хоть и непослушным, и уже в возрасте пяти его отдают в местную школу.
По окончании учебы с отличными оценками Сюнсё планирует изучать право, но друзья советуют ему не зарывать талант художника, и он в 1890 году поступает в недавно открывшуюся токийскую Художественную академию, избирая для себя художественный традиционный стиль нихонга. Во время учёбы в академии молодой художник выбирает себе новое имя Сюнсё (春草, весенняя трава).
Основным направлением деятельности школы было использование приемов западных техник на базе традиционной японской живописи. В это время у мастеров нихонга было что-то вроде комплекса неполноценности в отношении западного искусства: в основном, из-за способности западной техники изображать пространство и свет, в то время как японское искусство часто рассматривалось как плоское и примитивное. Таким образом, основное направление нового движения состояло в том, чтобы найти подлинный японский способ изображения пространства и света.
Говорят, что как-то близкий друг художника Ёкояма Тайкана (1868г-1958) спросил его: «Можно ли изобразить свет и воздух, не используя чернильных контуров?»
И тогда путём проб и ошибок они нашли «безлинейный стиль рисования», как следует из названия главной особенностью этого стиля был отказ от традиционного акцента на линиях тушью.
Различными методами они добивались размытия линий, например, растирали тканью или сухой кистью ещё влажную краску для получения эффектов градации и изменения яркости. И с помощью новой техники удалось создать ощущения «рассеянного света» и «влажного воздуха», которые было трудно выразить с помощью традиционных методов.
Но не все восприняли такие новшества с энтузиазмом, для некоторых это было чуть ли не кощунством по отношению к традиционной японской живописи. Поэтому художники пошли на хитрость и переименовали «безлинейный стиль» в «расплывчатый стиль» (моро-тай, 朦朧体). Но и это не особо помогло, публика прохладно относилась к творчеству Сюнсё и картины не продавались. Так, что несмотря на свой уникальный талант, художник жил в крайней нищете, а ведь он недавно женился и него был маленький ребёнок. В общем, это был трудный период в жизни Сюнсё.
В 1903 году, когда ему было 28 лет, он вместе со своим другом Ёкоямой решается на путешествие, и они отправляются в Индию, а через полгода в США, а затем в Европу. Во время путешествий они, в общей сложности, участвовали в семи выставках, и отметили, что метод «расплывчатый стиль», подвергшийся резкой критике на родине, среди западной публики неожиданно стал популярен. По воспоминанием Ёкоямы, европейцам и американцам стиль Сюнсё показался схожим со стилем американского художника Джеймса Уистлера (1834-1903), а продажи на выставках превзошли все ожидания.
Сюнсё вернулся домой в 1905 году, и несмотря на то, что в Европе его работы принимали благосклонно, у японской публики всё также не было понимая. И тогда Сюнсё совместно с Ёкоямой опубликовывает статью, в которой описывает важность таких экспериментов в живописи как «расплывчатый стиль». Кроме того, он продолжал искать новые методы выражения делая ещё больший упор на реализм.
После возвращения в Японию художник успешно участвовал во многих национальных выставках, а в 1907 году он принимает участие в первой всеяпонской выставке, выставив свою картину «Бодхисаттва Кэнсу».
В 1910 году он там же выставляет свою картину «Чёрная кошка», ставшая изображением для почтовой марки в серии "Современное искусство", 1979 г.
Ниже видео, благодаря снимкам высокого качества, сделанным работниками музея, можно детально рассмотреть картину Черная кошка, которые было бы трудно разглядеть на расстоянии.
В 1908 году Сюнсё тяжело заболевает почечной недостаточностью, вследствие чего страдает зрение. Движимый страхом слепоты, всякий раз, когда его болезнь переходит в стадию ремиссии, художник начинает неистово рисовать.
В апреле 1911 году болезнь возвращается, и нет возможности заниматься живописью, а в сентябре Сюнсё Хисида умирает, немного недожив до 37-ми лет.