История военной техники часто удивляет своими неожиданными поворотами, когда на вооружение принимаются модели с устаревшими к этому моменту характеристиками. Тем не менее, иногда такие опоздавшие обретают внезапную популярность и продолжают активно использоваться на поле боя. Один из наиболее выдающихся примеров подобного явления — история Semovente L40 da 47/32 - итальянского легкого самоходного орудия, разработанное в качестве машины поддержки пехоты, которая поступила на вооружение в 1942 году.
Однако Итальянская королевская армия использовала ее до сентября 1943 года, когда было подписано Кассибильское перемирие, итальянская армия была расформирована, а та часть итальянского полуострова, которая еще не была под контролем союзников, была оккупирована немецкими войсками.
После перемирия, с 1943 по 1945 год, все уцелевшие самохожки, размещенные не только в Италии, но и на Балканах, были захвачены различными армиями или ополчениями в этом регионе.
В 1943 году самоходная установка Semovente L40 da 47/32 также появилась в меньшем количестве на этом театре военных действий. Несмотря на то, что эти самоходные установки использовались против югославских партизан, капитуляция Италии перед союзниками в сентябре 1943 года положила конец их использованию, по крайней мере, их первоначальными владельцами.
Выход Италии из войны вызвал огромную гонку со стороны оставшихся сил Оси и партизан, чтобы захватить и разоружить как можно больше итальянских дивизий. С сентября 1943 года Semovente L40 стали поступать на вооружение Словенского Домобранства и хорватских войск. С другой стороны, коммунистическим партизанам также удалось захватить несколько машин Semovente L40 и использовать их против сил Оси в оккупированной Югославии.
Словенское Домобранство
После капитуляции Италии современная Словения полностью перешла под контроль Германии. Словения стала важной частью немецкой сети снабжения и транспортировки войск в Италию и на Балканы. Важность словенской инфраструктуры для Германии не осталась незамеченной югославскими партизанами, которые с конца 1943 года активизировали диверсии, нападая на вражеские патрули и колонны снабжения и войск.
В 1941 году словенцы сформировали небольшие антипартизанские отряды, которые в ходе войны были несколько увеличены в численности. Первоначально они использовались в основном как охранные отряды или как вспомогательные силы для итальянцев. В 1943 году, теперь уже под немецким руководством, была сформирована Словенская внутренняя гвардия (Slovensko Domobranstvo).
Немцы поставляли им в основном стрелковое оружие, а также несколько бронемашин, в том числе по меньшей мере два Semovente L40 da 47/32. Эти машины были слегка модифицированы в угоду партизанской войны: спереди и по бокам были добавлены дополнительные броневые листы, а сверху была установлена пулеметная установка, защищенная небольшим броневым щитом. Однако несмотря на несколько фотографий самоходки, нет никакой информации о боевой службе.
На вооружении Независимого государства Хорватия
Силам Независимого государства Хорватия, удалось приобрести небольшое количество этих охотников за танками после капитуляции и разоружения итальянских войск на Балканах.
Хорватские 369-я, 373-я и 392-я пехотные дивизии, которые были сформированы и находились под непосредственным командованием немцев, имели неизвестное количество Semoventi L40. 369-я пехотная дивизия получила свои первые пять машин в декабре 1943 года. К концу 1944 года в ее составе оставалось 10 таких машин. В течение 1944 года 373-я пехотная дивизия получила около 9 Semoventi L40 da 47/32.
373-я и 392-я пехотные дивизии вместе с некоторыми немецкими частями участвовали в уничтожении трех партизанских дивизий на Крбавском поле в мае 1944 года. 373-я пехотная дивизия также участвовала в немецкой операции «Россельспрунг», целью которой было захватить верховное командование партизан и его лидера Тито, находившихся в Дрваре.
Операция провалилась, и партизанским лидерам удалось успешно эвакуироваться после жестокого противостояния. В ходе этой операции 373-й пехотной дивизии удалось уничтожить до 4 партизанских танков, возможно, с использованием Semovente 47/32. Не совсем ясно, так ли это, поскольку некоторые из них могли быть захвачены в плен. К середине марта 1944 года у этого подразделения оставалось 7 исправных самоходок.
В конце 1944 года в ходе боев по предотвращению наступления партизанской 1-й танковой бригады 392-я пехотная дивизия была разбита у города Книн, потеряв при этом несколько своих бронемашин. К середине марта 1945 года 392-я пехотная дивизия располагала всего двумя Semoventi L40 da 47/32. В конце января 1945 года 369-я дивизия потерпела поражение при обороне города Мостар и, вероятно, потеряла все свои оставшиеся Semoventi da 47/32.
К началу декабря из-за потерь NDH все еще располагал примерно 85 бронемашинами различных типов. К концу 1944 года элитное подразделение NDH, Poglanikov Tjelesni Sdrug, имело три «малых» танка, которые партизаны описывают как Semovente. По имеющимся данным, в мае 1945 года это подразделение, сражаясь с партизанами, все еще имело по меньшей мере 4 самоходных орудия.
Заключение
Хотя Semovente 47/32 был фактически устаревшей конструкцией, когда он поступил на вооружение иальянцев, в руках союзников Германии он был, безусловно, желанным дополнением. Учитывая тот факт, что войска Хорватии и Словении были вынуждены использовать более старую технику, Semovente можно считать одним из лучших образцов, стоявших на вооружении этих стран. В действительности же их количество было слишком мало, чтобы внести реальный вклад в борьбу с партизанами.