Что, если ты родилась и живешь в общине, которая хотя и существует в рамках большого города, но живет исключительно по своим правилам? Как быть, если брак по договоренности, а бесплодная женщина - ненужный бесполезный предмет. Можно ли изменить жизнь и получится ли адаптироваться к большому миру за пределами хасидской общины? Именно об этом "Неортодоксальная" - мини сериал, который вышел на Нетфликс. Посмотрела совсем недавно, обсудим?
Сюжет
Создатели мини-сериала стараются довольно подробно познакомить зрителя с правилами хасидской еврейской общины, в которой родилась и живет главная героиня - Эсти (Эстер) Шапиро (Шира Хаас). И если вам покажется, что это уж слишком для того, чтобы быть правдой в современном мире, обратите внимание на титры в начале серий - история основана на книге Деборы Фельдман "Неортодоксальная: скандальный отказ от моих хасидских корней". Она то как раз и совершила побег (отказом или исходом это назвать нельзя, ведь все делается тайно и в страхе быть пойманной) из такой общины.
Итак, героине 19 лет. Она живет в Бруклинской общине ортодоксальных евреев. Это город в городе, из которого практически не выходят члены общины. Да и зачем - общение с людьми другой веры строго порицается. Здесь есть все для жизни, которую призывает вести Тора. Школы, в которые ходят дети общины, магазины с кошерными продуктами. Дети изучают в основном религиозные догмы, но не научные предметы. Телефоны и интернет, если и есть, то не у всех членов общины. Молодым они не по статусу, ведь мир вокруг полон соблазнов и побеги из закрытого сообщества нет-нет, да и происходят.
Эсти живет в современном Вильямсбурге - это район Бруклина. Если вы бывали или попадете в Нью-Йорк сразу заметите, что дома здесь отличаются. На окнах решетки. Но нет, ортодоксы не боятся преступников. Здесь, кстати, очень спокойно. Все дело в детях. Часто можно увидеть, как малыши гуляют "из окон", сидя на таких решетках. А еще много балконов. И это не потому, что жители этого района любят пить кофе по вечерам, наслаждаясь хорошей погодой. Назначение балкончиков религиозное. Их используют раз в год - во время праздника Суккот. В октябре месяце в память о блуждании евреев по Синайской пустыне необходимо переместиться в шалаш и прожить там неделю. Шалаш носит название сукка и должен иметь три стены и крышу, покрытую сорванными ветками или стеблями растений. Вот эту роль и исполняют балкончики, которые, на мой взгляд, очень портят внешний вид домов..
Община живет по принципу - нельзя ничего менять. В том числе и гендерные роли. Мужчины и женщины разделены практически во всем, даже в молитве. Браки по договоренности до сих пор обычное дело. В такой брак и вступает героиня сериала "Неортодоксальная". И вместе с молодым мужем пытается начать строить свою жизнь в тех рамках, которые знает с рождения. Но она не только по духу неортодоксальна, как потом выяснится, ее тело тоже не слишком готово выполнять основную роль, возложенную на женщину Торой - рожать, пополнять род людской, чтобы община прирастала новыми членами. Беременность "как можно быстрее" не наступает и это становится серьезной проблемой. Не только для самой пары, но и для общины. Ведь бесплодная женщина бесполезна.
Мы видим, что Эсти не готова жить в рамках общины. Она начинает учится музыке у женщины, которая снимает квартиру в доме, где живет семья. И длительно (по меркам общины, конечно) не наступающая беременность тоже пугает. И вот уже она узнает, что муж хочет развестись. Этой крайне редкое явление у хасидов, но у него ведь есть основания. Почти одновременно с этим пониманием она узнает, что все же беременна. И все это становится катализатором - Эсти решается на побег.
Куда может убежать девушка, которая не знала иной жизни? Конечно, в Берлин, ведь там живет ее родная мать, которая и сама когда-то сбежала из общины. Нужно понимать, насколько серьезный шаг - побег из "большой семьи". Параллельно муж, узнавший о беременности Эсти, отправляется на ее поиски, чтобы вернуть обратно. Не ее, так ребенка.
«Их учат, что внешний мир опасен, что им следует держаться вместе, потому что их выбрал Бог. А если они не будут следовать Божьим заповедям, они будут строжайше наказаны. С самого детства этих людей растят в страхе» - ортодоксальная Линн Дэвидман (об описании исхода из хасидской общины).
Те, кто бежит лишаются поддержки не только общины, но и собственной семьи, друзей. Женщины теряют связь с детьми, если у них не получается забрать их с собой.
Что ждет Эсти в новой жизни? Мы не узнаем. По крайней мере в рамках этого сериала (сезона). Она доедет до Берлина и здесь попытается получить грант для обучения в Консерватории для людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Кажется, что приемная комиссия принимает ее благосклонно...
Что в жизни
А что же та, которая и написала книгу, по которой сняли мини-сериал? Если хотите больше узнать о реальной истории, есть книга и короткометражный документальный фильм "Как создавалась "Неортодоксальная". Если кратко, то жизнь Эсти в Бруклине - практически повторение истории реальной Деборы. А вот Берлин - это уже вымысел.
Дебора так же родилась в хасидской общине Бруклина. Ее воспитанием занимались бабушка и дедушка. Отец оказался психически больным, мама сбежала, оставив девочку в общине. Позже призналась в гомосексуальной ориентации. Дебора вышла замуж по договоренности в 17 лет. И так же испытывала проблемы с деторождением.
«По мнению общины, бесплодие — самое большое несчастье, которое может с тобой случиться, — говорит Фельдман в интервью Electric Literature. — Это весомый повод для развода. Женщинам, которые не могут иметь детей, отводится самое низкое место в обществе, их считают абсолютно бесполезными, бессмысленными, бестолковыми».
Ее уход из общины менее драматичен. Рождение сына состоялось в браке в 2006 году, с мужем они переехали в другой штат, где Дебора училась в колледже. И вот только здесь при поддержке преподавателей и друзей она решилась оставить мужа. Забрала сына и вернулась в Нью-Йорк в 2009 году. И только потом в 2014 переехала в Берлин. И уже здесь написала еще одну книгу "Исход", посвященную своей жизни после.
«Я отправлю прошлое на покой, чтобы жить в настоящем... — говорит Фельдман. — Мои бабушка и дедушка выжили (в Холокост) не для того, чтобы мы продолжали страдать».
Стоит ли смотреть
Мне кажется, что стоит. Сериал не затянут, а узнать как живут "не такие, как мы" всегда интересно, согласитесь? Понравилось то, что повествование от имени героини идет не линейно. Создатели выбрали прием чередования - моменты до побега и после него сменяют друг друга, поясняя и детализируя выбор героини. Это действительно нагнетает атмосферу страха и безысходности, в которой она оказалась.
Не стоит думать, что сериал - это гимн угнетению женщин внутри религиозной закрытой общины. Да, основная мысль такова, но ровно также появляется сочувствие и к Янки - мужу героини. Он так же молод, брак ему точно так же навязан. Он не умеет жить иначе, но ему тоже тесно рамках, предписываемых древней книгой. Но он живет в них и пока не способен на бунт, хотя может все впереди. И встреча героев в конце сериала дает надежду на то, что он может последовать вслед за ней. И тогда они оба отправятся в большой мир?
Пока нет данных о том, будет ли второй сезон сериала, хотя финал получился открытым и многие вопросы остались без ответа. Тем более, что литературная основа для второго сезона есть - книга "Исход".
Смотрели сериал? Как думаете, возможно приспособиться к новой жизни в совсем ином мире?
Спасибо, что уделили время прочтению статьи. Буду благодарна за подписку и лайк.