38,9K подписчиков

Российские кинотеатры снова жалуются на кризис, но поднимают сверх прибыли на воздушной кукурузе

Фото РБК
Фото РБК

В апреле на РБК вышел материал о кризисе киносетей, которые до сих пор не восстановились после ковидных убытков. Но так ли это?

В России основная доля рынка поделена между крупными игроками: «Формула кино» и «Синема Парк», «Каро» и «Синема Стар». Существенную долю игроков покрывают онлайн-сервисы: «Кинопоиск», Иви, Окко. Причем Окко уже не принадлежит Сбербанку, избавившемуся от актива в 2022 году. Сейчас Окко принадлежит объединенным «Формула кино» и «Синема Парк», и теперь Окко фигурирует еще и как офлайн-кинотеатр.

Исходя из данных РБК, основные игроки занимают всего 20–25 % рынка. Кто остальные? Неужели все остальные — онлайн-сервисы? Слабо верится. Также как и то, что другие, менее важные игроки рынка, покрывают остальные 75 % или чуть меньше.

Основные точки падения связаны с ковидом и СВО, в следствии которого отечественный кинопрокат лишился Голливуда... НО!

Несмотря на кризис в ковидное время и рост популярности онлайн сервисов, а также потерю западного кино, стоит упомянуть о господдержке и появлению в прокате таких отечественных картин, как Холоп, Чебурашка, Бременских музыканты и другие громкие новинки. Ведь именно за счет только этих картин отечественные игроки не только выживали, но и существенно восстановили свои потери.

Следует напомнить, что кассовые сборы только одного «Чебурашки» составляли чуть более 6,7 млрд рублей. Сколько заработали кинотеатры в это время? Прилично. По некоторым данным — около 20%, и это только прямые продажи билетов. Но о чем не говорят владельцы крупнейших кинотеатров страны, так это о прибыли за продажу сопутствующего к кинопросмотрам — попкорна, напитков и прочих плюшек. Не секрет, что именно они составляют основную прибыль. Ведь за средний по стране билет — около 400 р. посетители тратят еще в среднем 600–800 р. на попкорн и колу (условно).

Понятно, что себестоимость всех плюшек и отдельно взятой воздушной кукурузы крайне мала, а маржинальность запредельно высокая.

Обратимся за примером к Голливуду.

Продажа билетов в США позволяет получать валовую маржу в 45–50%, а на продаже снеков — 80–85%. Рекордсмены по рентабельности — кола, себестоимости которой в 8–11 раз ниже конечной цены. А попкорн — в 9–19 раз.

Не уверен, что у нас как-то иначе. Крайний поход в кино обошелся мне в 1560 рублей. Из которых: билет — 610 р., ведро попкорна — 800 р., кола — 150 р.

Да, последние три сеанса я наблюдал крайне низкую явку — зал был пустым. 1–5 зрителей всего. Но и все мои посещения были не в премьерные дни выхода картин. Но всё же. Это дорого. Приходится ждать новинки в онлайн сетях, за которые так или иначе оформлены годовые подписки.

Возможно, отечественным кинотеатрам есть смысл задуматься о снижении цен на билеты и уж тем более на воздушную кукурузу. По примеру моих близких, семья которых состоит из 3 человек, москвичи чаще предпочитают посещать кинотеатры провинции, находясь на отдыхе под Москвой. Бюджет похода в кино всей семьей в провинции обходится в 2–3 раза дешевле, нежели в Москве. Я молчу о многодетных семьях и их тратах на кино.

ВЫВОД

Очевидно отечественным киносетям есть смысл меньше говорить о кризисе, и уповать на минимальную поддержку от государства, которая так или иначе поддерживает самых крупных игроков. А засветить реальные цифры, теневые - те самые, которые приносят не билеты, а "попкорн и кола".

Ну и конечно же необходимо засветить прибыль рекламных интеграций в кинотеатрах, обилие которой сегодня зашкаливает!

Рекомендую Подписаться на канал Моя Россия в телеграм. Там больше постов, без цензуры.