Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Пасха: история и значение святого праздника

Оглавление

Христианская Пасха занимает значимое место в сердцах верующих из разных христианских традиций. В это время христиане вспоминают и празднуют самые существенные события для своей веры, а именно распятие, погребение и воскресение Иисуса Христа. Кульминацией этих событий является воскресение, которое символизирует победу Иисуса Христа над смертью и его спасительную силу, обращенную к человечеству.

Страстная неделя перед Пасхой в западном и восточном христианстве отмечается особыми богослужениями и ритуалами, которые помогают верующим пережить страдания и жертву Христа. Восточные христиане начинают неделю с "Святой и Великой" недели, что сразу указывает на важность и значимость этих событий. Западные христиане же начинают неделю с Вербного Воскресенья, чтобы вспомнить торжественное восхождение Иисуса Христа в Иерусалим, а затем его предательство и распятие.

В западном христианстве пасхальный сезон начинается в Пасхальное Воскресенье и продолжается весь следующий цельный тридцать семь дней, пока не наступит Пятидесятница. В это время верующие вспоминают и прославляют воскресение Христа и его последующее Вознесение. Восточные христиане также заканчивают пасхальный сезон в пятницу на четыре дня раньше, в преддверии Вознесения.

Определение даты Пасхи — сложный процесс, основанный на расчётах лунно-солнечного календаря. Однако на первом Никейском соборе в 325 году были установлены два правила: использование лунного календаря и единообразие празднования во всем христианском мире. В результате Пасха отмечается в первое воскресенье после церковного полнолуния, наступающего или после 21 марта.

Слово "Пасха" произошло от саксонского слова "Eostre", английское слово "Easter". Термин "Пасха" связан не только с еврейской Пасхой по названию, но и по событиям. В синоптических Евангелиях сказано, что распятие и воскресение произошли в Пасхальную неделю. Поэтому в большинстве европейских языков и в христианском контексте еврейская и христианская Пасхи названы одним и тем же именем.

Традиции, связанные с Пасхой, разнообразны в разных странах и культурах. Они включают богослужения на рассвете или ночные бдения, обмен пасхальными поздравлениями, праздничные парады, танцы и охоту за яйцами. Кроме того, в каждом регионе и культуре существуют свои традиционные праздничные блюда. В западном христианстве на всем протяжении пасхального сезона алтари в церквах украшают пасхальные лилии, символизирующие воскресение.

-2

Этимология

Происхождение слова «пасха» в английском языке связано с голландским «ooster» и немецким «oster», а также со староанглийскими вариантами этого слова, такими как ēastrun, ēastron, ēastran, ēastru, ēastro и ēastre. Однако единственный документальный источник, который может раскрыть этимологию слова «пасха», предоставляет нам Бэда в своей книге «Исчисление времени», написанной в VIII веке. Он утверждал, что «eosturmōnaþ» (староанглийский «месяц остра», переводимый во времена Бэда как «пасхальный месяц») был английским месяцем, соответствующим апрелю, и что этот месяц был назван в честь богини по имени эостра, праздники в честь которой отмечались в этом месяце.

Греко-латинское название христианского праздника — πάσχα, слово, производное от арамейского "пасха", родственного ивриту "песах". Изначально это слово обозначало еврейский праздник под названием "песах", связанный с исходом евреев из египетского рабства. Уже в первом веке апостол Павел, писавший из Эфеса христианам в Коринфе, использовал это слово, применяя его к Христу. Маловероятно, что христиане в Эфесе и Коринфе были первыми, кто понял, что исход можно толковать как отсылку к смерти Иисуса, а не только как описание еврейского ритуала песаха. Большинство языков используют производные от греческого и латинского слова "пасха" для обозначения этого праздника.

Богословское значение

Пасха отмечает воскресение Иисуса Христа из мёртвых, что является одной из ключевых догм христианской веры. Апостол Павел пишет о том, что для верующих в смерть и воскресение Иисуса, "смерть поглощается победой". В первом послании Петра говорится, что Бог дает верующим "новое рождение в живой надежде через воскресение Иисуса Христа из мертвых". Христианская богословия утверждает, что через веру в действие Бога, те, кто следуют за Иисусом, духовно воскресают вместе с ним, чтобы начать новую жизнь и обрести вечное спасение. Они также могут надеяться на физическое воскрешение, чтобы наслаждаться пребыванием с Иисусом в Царстве Небесном.

Пасха тесно связана с еврейским праздником песах и исходом из Египта, описанным в Ветхом Завете. Через тайную вечерю, страдания и распятие Иисуса, предшествующие его воскресению, Иисус придал новый смысл пасхальной трапезе. Во время тайной вечери он идентифицировал хлеб и вино как своё тело, которое вскоре будет принесено в жертву, и свою кровь, которая вскоре будет пролита. Апостол Павел в своём первом послании к Коринфянам говорит: "Пусть не будет у вас старых заквасок, чтобы вы были новым тестом. Ибо Христос, наша Пасха, уже заклан за нас". Здесь имеется в виду требование еврейского закона, согласно которому евреи должны убрать всё красное из своих домов перед праздником песаха, и аллегория Иисуса как пасхального агнца.

-3

Раннее христианство

В христианстве появилось ежегодное празднование воскресения, связанное с пасхальной неделей, так как евангелия рассказывают о распятии и воскресении иисуса, произошедших именно в это время. В середине II века появились первые прямые свидетельства о праздновании пасхи, подтверждающие её устоявшийся статус в христианском культурном каноне. Одним из самых древних источников, связанных с пасхой, является пасхальная проповедь середины II века, принадлежащая, вероятно, Мелитону Сардинскому. Кроме того, появляются свидетельства о других годовщинах, посвященных мученикам, примерно в то же время.

Если ранее дни мучеников отмечались в определенные даты в соответствии с местным солнечным календарём, то дату пасхи определяли с помощью местного еврейского лунно-солнечного календаря. Это решение было принято, возможно, потому что празднование пасхи было введено уже в период еврейского христианства. Однако возникают некоторые сомнения относительно этого предположения.

Церковный историк Сократ Схоластик объясняет празднование пасхи в церкви как сохранение дохристианского обычая, установленного так же, как и множество других обычаев. Он утверждает, что ни Иисус, ни его апостолы не приказывали праздновать пасху или любой другой праздник. Хотя он описывает детали пасхальной церемонии, следующие за местными обычаями, он подчеркивает, что само празднование широко распространено во всём христианском мире.

Дата празднования Пасхи

Расчёт даты пасхи является сложной и непростой задачей для христианской общины. Важно отметить, что разные церковные традиции применяют различные методы определения этой даты. Несмотря на это, все эти методы стремятся соблюдать основные принципы и правила, которые были установлены на первом никейском соборе.

В западном христианстве, которое придерживается григорианского календаря, дата пасхи определяется по астрономической лунной фазе и солнечному циклу. Пасхальное полнолуние должно происходить в воскресенье после 14-го дня пасхального лунного месяца, при условии, что оно не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля. Это означает, что пасха всегда отмечается в воскресенье и может выпадать на разные даты в указанном временном интервале.

У восточно-православных христиан возникли разногласия в определении даты пасхи из-за использования юлианского календаря. В этой традиции праздник всегда отмечается позже, чем в западной традиции, и его дата может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая по григорианскому календарю. Однако некоторые церкви восточного православия перешли на использование григорианского календаря, в результате чего дата пасхи совпадает с западным христианством.

Для определения даты пасхи используются лунно-солнечные циклы. В каждом солнечном году определяется пасхальный лунный месяц, начинающийся с церковного новолуния. Пасха празднуется в третье воскресенье этого месяца. Однако стоит отметить, что пасхальное полнолуние, определяемое как 14-й день пасхального лунного месяца, может незначительно отличаться от астрономического полнолуния. Для корректировки этой разницы был разработан метод, который используется в григорианском календаре для расчета даты пасхи.

В заключение можно сказать, что определение даты пасхи является сложной задачей, и каждая церковная традиция имеет свои особенности и методы расчета. Несмотря на различия в датах, пасха остается одним из самых значимых христианских праздников, связанных с воскресением Иисуса Христа.

Споры о дате празднования Пасхи возникли в конце II века. Однако первый из них, связанный с практикой квартодециманства, возник в связи с окончанием Великого поста в 14-й день нисана по еврейскому календарю, известному как праздник Песах. Поликарп, епископ Смирны, и Аницет, епископ Рима, обсуждали эту практику. В то время в провинции Азия были сторонники квартодециманства, в то время как Римская и Александрийская церкви поступали иначе, празднуя Пасху в воскресенье. Поликарп и Аникит не смогли убедить друг друга, но это не разрушило их единение.

Споры стали более серьёзными, когда епископ Рима Виктор попытался исключить Поликарата из Эфеса и других епископов Азии за их квартодециманство. Было проведено несколько синодов, и все они пришли к выводу, что Пасху нужно праздновать в воскресенье. Однако Поликарат в 190 году написал письмо Виктору в защиту древней азиатской практики. Виктор, вероятно, отменил свое намерение и благодаря вмешательству епископа Иринея и других сторон, обе стороны сошлись в едином мнении.

Практика квартодециманства продолжалась до IV века, когда Иоанн Златоуст записал, что некоторые квартодециманы потеряли свои церкви под давлением несториев. Неизвестно, как долго продолжалась практика этой даты. К концу III века некоторые христиане начали недоверять еврейскому календарю и предлагали независимые вычисления, в то время как другие продолжали общаться с еврейскими соседями, даже если еврейские вычисления иногда приводили к ошибкам.

Таким образом, споры о дате Пасхи были решены, и как те, кто придерживались квартодециманской практики, так и те, кто праздновал Пасху в воскресенье, консультировались с еврейскими соседями, чтобы узнать, когда начинается месяц нисан и, соответственно, определить свой праздник.

-4

Первый Никейский собор (325 год нашей эры)

Первый никейский собор, проведенный в 325 году нашей эры, знаменует важный момент в истории христианства. Его целью было решить спор между сторонниками независимых вычислений и представителями традиционного использования еврейского календаря для определения даты Пасхи. В результате было принято решение в пользу использования независимых вычислений для единого празднования в христианском сообществе. Таким образом, старая практика консультирования с еврейской общиной в определенных местах была официально отменена.

В середине IV века после проведения собора Епифаний Саламинский писал о многочисленных спорах, касающихся даты Пасхи. Каноны и проповеди, осуждающие использование еврейского календаря для расчёта Пасхи, свидетельствуют о том, что этот обычай все ещё продолжал существовать после никейского собора.

Существовала традиция, приписанная Дионисием Эксигусом и последовавшими за ним, что на соборе 318 епископов был предложен конкретный метод определения даты Пасхи. Однако последующие исследования опровергли эту традицию. Несмотря на это, вычислительная система, разработанная александрийской церковью, стала основой в последующие годы. Тем не менее, не все христианские общины в Европе сразу приняли эту систему. Например, в Риме до 457 года использовались расчёты по 84-летнему лунно-солнечному календарному циклу Августина, а затем был принят метод Виктория Аквитанского, основанный на александрийской системе.

Великобритания и Ирландия также следовали 84-летнему циклу, устанавливая дату Пасхи на воскресенье между 14 и 20 числами лунного месяца. Однако в VII и VIII веках они перешли на александрийский метод. В западной континентальной Европе позднеримский метод сохранялся до конца VIII века, когда под влиянием Карла Великого перешли на александрийский метод. В 1582 году, когда Римско-католическая церковь приняла григорианский календарь, дата празднования Пасхи снова изменилась.

Интересный факт: на острове Сирос, где примерно поровну проживают католики и православные христиане, дата празднования Пасхи совпадает, причём католики придерживаются православной даты. Это способствует поддержанию дружественных отношений между обеими общинами. Наоборот, православные христиане в Финляндии празднуют Пасху в соответствии с западной христианской датой.

Таким образом, никейский собор сыграл значительную роль в истории церкви, установив независимые вычисления для определения даты Пасхи и привнесший единообразие в христианское празднование.

-5

Изменения даты празднования Пасхи

При рассмотрении изменения даты празднования Пасхи в XX и XXI веках, некоторые отдельные лица и организации предлагали установить воскресенье после второй субботы апреля в качестве нового дня этого важного религиозного события. Несмотря на некоторую поддержку, эти предложения так и не были реализованы. Однако в 1923 году в Константинополе состоялся православный съезд епископов Восточной Православной Церкви, на котором было достигнуто соглашение о пересмотренном юлианском календаре.

Первоначальная форма этого календаря определяла дату Пасхи с помощью точных астрономических расчётов, основанных на меридиане Иерусалима. Однако только часть восточно-православных стран приняла изменения, относящиеся к праздникам, следуя датам по юлианскому календарю. Пересмотренные вычисления Пасхи, предложенные в 1923 году, никогда не были постоянно применены ни в одной православной епархии.

В 1928 году в Соединенном Королевстве был принят закон о Пасхе, который изменял дату празднования Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля, то есть воскресенье в период с 9 по 15 апреля. Однако, несмотря на то, что этот закон до сих пор остается действующим, он так и не вступил в силу, требуя одобрения различными христианскими церквями.

В 1997 году на саммите Всемирного Совета Церквей в Сирии была предложена реформа в системе определения даты Пасхи. Она предлагала заменить существующие методы расчёта праздника на основе современных астрономических данных, учитывающих весеннее равноденствие и полнолуние по меридиану Иерусалима, и сохранить традицию празднования Пасхи в воскресенье после полнолуния. Данные предложенные изменения позволили бы устранить проблемы, связанные с календарем, и сократить разницу в датах между восточными и западными церквями. Однако эта реформа не получила одобрения ни одной из церквей и не была внедрена, начиная с 2001 года.

В январе 2016 года Англиканская Церковь, Коптская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь возобновили обсуждение возможности установления общей универсальной даты Пасхи и упрощения системы её расчёта, обращая внимание на второе или третье воскресенье апреля.

В ноябре 2022 года Константинопольский патриарх объявил о начале переговоров между Римско-Католической Церковью и православными церквями с целью установления общей даты Пасхи. Ожидается, что соглашение будет достигнуто к 1700-летию Никейского Собора в 2025 году.

-6

Положение в церковном году

Расположение в литургическом календаре зависит от конкретной церкви или веры. Однако в западном христианстве, Пасха является одним из важнейших событий в церковном году и предшествует периоду покаяния — Великому посту. Во многих церквях западного христианства, Великий пост начинается в пепельную среду и длится 40 дней (за исключением воскресений), заканчиваясь Страстной пятницей. На подходе к самой Пасхе наступает Страстная неделя, на которую сосредоточено внимание и верующих, чтобы отметить последние дни Иисуса Христа на земле. Вербное воскресенье, Страстная среда, Чистый четверг и Страстная пятница символизируют великие события в жизни Иисуса: его вход в Иерусалим, Тайная вечеря и Распятие. Стройность этих дней называется Пасхальным Тридуумом. Великая Суббота отмечается церковным бдением, и с самого вечера начинается пасхальное богослужение, которое подразумевает воскресение Христа.

В восточном христианстве также существует период подготовки к Пасхе, который называется Великим постом. В этой традиции Великий пост начинается в Чистый понедельник и длится 40 дней, включая воскресения. Великий пост как таковой заканчивается в пятницу, а затем следующий день — Лазарева суббота, на которую приходится завершение великопостного периода. Пасхальное богослужение в православной традиции начинается с полуночного богослужения накануне Страстной субботы. Сразу после полуночи начинается само празднование Пасхи, включающее в себя пасхальную заутреню, пасхальные Часы и пасхальную Божественную литургию.

Пасха считается окончанием литургического сезона и началом пятидесятнического периода, который продолжается 50 дней и заканчивается Воскресением всех святых. В течение этих 50 дней нет поста, включая среду и пятницу. Само празднование Пасхи длится 39 дней и заканчивается накануне праздника Вознесения. Пасхальное приветствие "Христос воскресе!" обычно прекращает свое использование после праздника Пасхи.

Таким образом, Пасха играет значительную роль в христианском календаре, как в западном, так и в восточном христианстве. Она является временем радости и празднования воскресения Христа, символизируя истину и надежду христианской веры.

Литургическое соблюдение

Пасхальные традиции западного христианства включают в себя ночное пасхальное бдение, в котором используются древние римско-католические литургические обряды с символами света, свечей, воды и чтениями из библии. В некоторых странах, пасхальные службы продолжаются и в понедельник. Некоторые конфессии, такие как моравская и методистская церкви, проводят пасхальные службы на рассвете, часто на кладбищах или на открытом воздухе, чтобы увидеть восход солнца. Пасхальное приветствие «Христос воскрес!» и ответ «Воистину воскрес!»традиционно звучат во время службы.

В восточном христианстве пасхе также уделяется особое внимание. Подготовка к празднику начинается со времени великого поста, продолжается до самого пасхального воскресения. В православной церкви богослужение начинается в субботу поздним вечером в соответствии с еврейской традицией и включает святые литургические дни. В полночь священник зажигает свечу, символизирующую воскресение Христа, а затем в процессии вокруг церкви зажигаются другие свечи, символизируя три дня в могиле. Служба продолжается утром в воскресенье и заканчивается пиршеством в честь окончания поста. Кроме этого, проводится дополнительная служба. Восточные православные, восточные католики и лютеране византийского обряда относятся к пасхе с особым почтением и имеют схожие литургические обряды.

Однако некоторые христианские группы отказываются от празднования пасхи, полагая, что это несвойственно библейским или имеет языческое происхождение. Пуритане, реформатские конфессии и религиозное общество друзей (квакеры) не отмечают этот праздник, поскольку считают, что каждый день имеет одинаковое значение, и подчеркивание одного дня над другими нарушает основные принципы веры. Свидетели Иеговы уделяют внимание памятной службе тайной вечери в память о смерти Христа, не сосредотачиваясь на его воскресении.

Таким образом, в различных христианских традициях Пасха отмечается по-разному, от традиционных литургических служб до полного отказа от её празднования, сохраняя уникальность каждой конфессии в исполнении религиозных обрядов.

-7

Празднование Пасхи по всему миру

Пасха — один из наиболее значимых и ярких праздников, который отмечается по всему миру. В странах, где христианство является государственной религией или имеет широкое распространение среди населения, Пасха часто признается государственным праздником. Поскольку дата Пасхи всегда приходится на воскресенье, многие страны также устанавливают Страстную пятницу и Пасхальный понедельник как выходные дни. В зависимости от страны, в эти дни могут быть закрыты розничные магазины, торговые центры и рестораны.

Пасхальное освящение огня является непременной частью христианского богослужения и символизирует возникновение «божественного огня, просвещающего всех людей» после воскресения Иисуса Христа. В главных городах России и Греции, в православных храмах, ждут с нетерпением прибытия благодатного огня, который везут из Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Священники торжественно распространяют огонь по храмам города, и верующие мгновенно зажигают свои свечи от него. После богослужения некоторые прихожане заправляют лампаду и уносят её домой, где стараются сохранить огонь на протяжении всего года.

Пасхальная свеча, известная как "пасхал", зажигается перед началом пасхального богослужения в католической традиции. Огонь этой свечи распространяется на всех христиан, и только после этого начинается само богослужение. Пасхальная свеча остается зажжённой на всех богослужениях в течение пасхальной недели.

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход под песнопения стихир Праздника. Затем шествие подходит к дверям храма, и начинается пасхальное богослужение. В Римско-католической церкви крестный ход проводится во время пасхальной недели, но не перед литургией, а после нее. Важно отметить, что пасхальный крестный ход не следует путать с богослужением Крестного пути — особым католическим богослужением, посвященным страданиям Иисуса Христа.

В России, в период Страстной седмицы, колокольный звон продолжается до Великой Пятницы включительно. Вечером Великой Пятницы, во время обряда Утрени Великой Субботы и ритуала погребения, также звучит звон. После размещения Плащаницы в центре храма, звенят обычные колокола, а затем, в соответствии с современной традицией, колокола молчат "до полунощницы Великой Субботы, то есть до благовеста на пасхальную службу".

Только во время Светлой седмицы церковный устав позволяет звонить в колокола вне богослужебного времени. Традиция открытия колокольни для всех желающих, которая, по всей видимости, существовала уже в XIX веке в России, получила второе рождение в 1990-х годах. Однако на сегодняшний день трудно найти храм, где можно столкнуться с колоколами без сопровождения, так как это может быть опасно как для звонящих, так и для самих колоколов, управляющей системы и другого оборудования звонницы.

В Северных странах Европы Страстная пятница, Пасхальное воскресенье и Пасхальный понедельник являются государственными праздниками. В Дании, Исландии и Норвегии также признается государственным праздником Чистый четверг, и многие предприятия предоставляют своим сотрудникам длительные пасхальные каникулы. В эти дни люди часто отправляются на загородные участки или занимаются зимними видами спорта.

В Италии Пасха — один из главных праздников, который вступает в страстную неделю. Эта неделя начинается с Вербного воскресенья и включает в себя такие дни, как Чистый четверг, Страстная пятница и Страстная суббота. В завершение отмечают день Пасхи и Пасхальный понедельник. Все эти дни имеют особое значение для итальянцев и являются национальными праздниками.

В Греции Страстная пятница и суббота, а также Пасхальное воскресенье и понедельник традиционно считаются государственными праздниками. В государственном секторе регулярно дарят своим сотрудникам пасхальные бонусы.

В других странах, включая Соединенное Королевство, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, Пасхальное воскресенье и понедельник, а также Страстная пятница, признаются государственными праздниками. В эти дни проводятся пасхальные парады и шествия, чтобы отметить этот важный религиозный праздник.

Пасха — время радости, семейного общения и празднования. Она объединяет людей различных стран и культур, которые отмечают этот праздник в соответствии со своими традициями и обычаями. Однако, несмотря на всё разнообразие пасхальных традиций, основной смысл этого праздника, связанный с Воскресением и возрождением, остается неизменным.

Пасхальные яйца — один из старинных ритуалов, неразрывно связанных с празднованием Пасхи. Яйцо, которое символизирует новую жизнь и возрождение, имеет глубокие исторические и религиозные корни. В христианстве оно связано с распятием и воскресением Иисуса. Обычай украшать пасхальные яйца возник в ранней христианской общине Месопотамии. Чтобы сохранить память о пролитой христовой крови при распятии, яйца красили в красный цвет. Таким образом, для христиан пасхальное яйцо стало символом пустой гробницы.

В Восточной православной церкви пасхальные яйца освящаются священником, как в семейных корзинах вместе с другими продуктами, запрещенными во время Великого поста, так и отдельно для раздачи в церкви или в других местах. Пасхальные яйца являются популярным символом новой жизни в православной и славянской культуре, а также в других странах.

Также широко распространена традиция с пасхальным кроликом, которая зародилась в Германии. Дети выставляют свои пустые корзинки, чтобы пасхальный кролик наполнил их, пока они спят. Проснувшись, они обнаруживают корзины, наполненные яйцами и сладостями. Пасхальный кролик стал популярной легендарной фигурой, аналогичной Санта-Клаусу в американской культуре, он дарит подарки детям. Традиция раскрашивания яиц и дарения корзинок с конфетами существует не только в Германии, но и во многих других странах мира.

Таким образом, Пасха — это праздник, единый для всех христиан во всем мире, призванный отметить воскресение Иисуса Христа и признать его величие и жертву ради спасения человечества. Этот праздник несет в себе глубокий духовный смысл и является одним из самых важных событий в христианской вере.

-8

Материалы по теме