Быть или не быть.
Москва. Лубянка. Кабинет заместителя директора КГБ.
– Итак, товарищи офицеры, нам надо провести совещание в узком кругу. Совещание секретное. Принятое здесь решение не должно выйти за стены этого кабинета, учитывая политическую обстановку. Поэтому я пригласил вас, самых доверенных и надежных, – обратился генерал-лейтенант Бахметьев к сидящим за столом полковнику Сергееву и генерал-майору Красовскому.
– Вы все хорошо знаете нашего сотрудника Чернышёва Павла Васильевича. Сейчас он работает на Украине – это я говорю для генерала Красовского, который не совсем в курсе, – нелегалом в операции «Клык» под псевдонимом «Артист». Операция подошла к концу, задачу он свою выполнил, и мы хотели уже отзывать капитана Чернышёва, но неожиданно открылись новые обстоятельства. Вот на них мы сегодня и сосредоточимся. Работая по выявлению агентов ЦРУ в Крыму, на него вышли сами их представители. Скажу прямо, пока, как сообщает Артист, идет осторожное прощупывание, и никаких конкретных предложений или других действий не было. Но ситуация может развиваться стремительно, а Артист к этому, надо признать честно, не готов. Идём дальше. Если американцы затевают игру, то с какой целью — пока не понятно? Они ещё не уверены, что Чернышёв наш сотрудник, это видно по тому, как они к нему подбираются, и надо учесть, что он ничем себя не скомпрометировал. Если они подозревают в нем агента конторы, то опосредованно, возможно, по косвенным признакам — это вероятнее всего. Если это так, то попытка вербовки неизбежна, а это значит игра. А если мы не будем готовы к игре, то потеряем нашего хорошего сотрудника. Надеюсь, здесь присутствующим ясно. Теперь ставлю вопросы.
Вопрос первый. Что это? У них серьезные намерения или хотят подразнить нас и спровоцировать на какие-либо действия там, на Украине?
Второй вопрос. Как в таких условиях вести себя Артисту? Принимать или не принимать их предложение? Для нас это означает, готовы ли мы вступить в игру или нет? А отсюда вытекают два варианта:
а) сможем ли мы подготовить Павла к вербовке со всеми проверками, которые ему придется пройти на этом нелегком пути?
б) Вопрос, вытекающий из первого. Если не сможем, то ему нужна срочная эвакуация, а как её экстренно организовать?
Третий вопрос. А нужна ли сейчас нам эта игра? Опять, рассмотрим, какие здесь есть варианты:
а) она нам в данных тяжелых условиях в стране не нужна, потому, что мы без необходимой поддержки по всем уровням просто не потянем её;
б) она нам нужна, потому что во веки веков это было основой разведки. Без этого разведка для государства нужна как собаке пятая нога, – простите за откровенность. Я закончил, прошу высказываться, – обратился зам. директора КГБ к присутствующим.
– Разрешите, товарищ генерал, я начну? – попросил разрешения полковник Сергеев. Положение в стране очень тяжелое, это правда, но если мы будем игнорировать такие перспективы, то вы, товарищ генерал, дали исчерпывающее определение разведке. Нас тогда любая курица склюет. Допускаю, что одной из целей ЦРУ является проверка нас на вшивость. Они хотят страну прибрать к рукам и нас заодно. Поэтому считаю, что в игру надо вступать, а Павлу оказать всяческую помощь и поддержку. А по поводу материальной поддержки мы можем сыграть на интересе наших оппонентов, чтобы они раскошелились, а не мы. Со своей стороны мой отдел приложит все усилия, чтобы в полной мере подготовить Чернышёва к игре.
– Ну, теперь я, – как всегда не по уставу начал генерал Красовский, – так как я знаю Чернышёва, так сказать изнутри – его психофизиологию, то на сегодняшний момент он, конечно, не готов к такой серьёзной игре, которую нам навязывают американцы. Когда они его выпотрошат, то у них пропадёт всякий интерес к нам. Они всегда и во всём хотят быть хозяевами и навязать свои условия игры, а для этого им нужен сильный противник, не такой, каким является Павел сегодня. Но положение не безнадежно, парень он способный и, если серьёзно заняться его психофизической подготовкой, то он справится. Особенность в том, чтобы подготовить его к всевозможным психическим проверкам, таким как, например, детектор лжи. Это возможно, но потребует достаточно длительного времени.
– Сколько по-вашему нужно для этого времени? – спросил генерал Бахметьев.
– Думаю, месяца три у нас здесь в центре. Да и еще не менее двух-трех недель на его реабилитацию после операции «Клык». Система хорошо усваивается на чистый лист.
– В чем она заключается эта самая реабилитация, генерал? – опять задал вопрос генерал Бахметьев.
– Да ничего сложного, лечение в обычном санатории со всеми процедурами: массаж, ванны, иглоукалывание, аутогенные тренировки и тому подобное, зарядка, плавание. Желательно в Хосте или Сочи.
– Ну что, товарищи офицеры, подытожим и распределим роли? – предложил генерал Бахметьев.
Первое. Помощь прямо сейчас и контроль на месте, консультации, железобетонная легенда на начало игры и подготовка к новому заданию – полковник Сергеев. Кроме того, «просветка» всех заинтересованных фигурантов ЦРУ. Пути отхода и эвакуации Артиста, если что-то пойдёт не так. А главное — как без подозрений отозвать Павла на четыре месяца?
Второе. Психофизиологическая подготовка Чернышёва полностью на вас, генерал Красовский. А также психологические портреты фигурантов, о которых я сказал. Консультации по всем вопросам, связанным с психологическими ходами ЦРУ по этой игре. Самое главное, с какой целью затевается?
Третье. Анализ ситуации вы должны проводить оба и своевременно делиться ею. В общем, работаете тесно и совместно. О продвижении сообщать мне ежедневно утром и вечером, а при необходимости в любое время суток.
– Общее. Прошу не забывать, что помощь капитану Чернышёву нужна прямо сейчас, – дорога каждая минута. За дело!
Через два дня в кабинете Бахметьева зазвонил телефон.
– Вы настаиваете, генерал? – держа трубку телефона возле уха, переспросил генерал-лейтенант Бахметьев. – Хорошо, я соберу совещание, вот только по времени это будет зависеть от заместителя начальника ГРУ, когда он сможет, но я попробую уговорить его прибыть пораньше.
– Для начала небольшая справка, – начал генерал-майор Красовский, испросив разрешения у генерала-лейтенанта Бахметьева, когда все собрались на совещание. –После распада СССР Киев получил третий по мощности запас ядерного оружия
Соединённые Штаты оказывают серьёзное давление на Киев, чтобы заставить его отказаться от советского атомного оружия. Об этом заявил первый президент Украины Леонид Кравчук. Он же в эфире телеканала «24» заявил об ультиматуме по ядерному разоружению, который Соединённые Штаты выдвинули Киеву. По его словам, Вашингтон пригрозил стране серьёзными экономическими санкциями в случае отказа ликвидировать атомный арсенал. Если сопоставить эти факты и работу капитана Чернышёва, то интерес ЦРУ к нему как к сотруднику КГБ закономерно обострен. Что они хотят?
Первое: завербовать его.
Второе: завладеть информацией, которую добыл Артист, работая на Украине.
Третье: он будет добывать информацию, как выполняется договор о ликвидации РСМД в России, а именно соблюдается ли он в полной мере или что-то утаивается?
Четвертое: использовать Чернышёва в будущем, при замене МБР – межконтинентальных баллистических ракет в Российской Федерации, таких как на Украине устаревших.
Пятое: передавать через него дезинформацию о ликвидации ракет НАТО в Европе.
Возможны и другие варианты его использования, думаю, по ходу работы это выяснится. На мой взгляд, ранее принятое решение о специальной психологической подготовке Павла в течение четырёх месяцев нецелесообразно, если мы хотим начать игру с ЦРУ. Мы никак не объясним его исчезновение на столь длительный срок. Это вызовет недоверие, да и актуальность момента будет упущена. Отозвать на месяц-полтора вполне достаточно для его психологической подготовки и достоверной легенды его отсутствия. Я закончил.
– Интересную версию озвучил нам начальник аналитического отдела, – произнес генерал Бахметьев. – Товарищи офицеры, прошу высказывать ваши суждения.
– Разрешите, – попросил слово, полковник Сергеев, – если принять точку зрения генерала Красовского, а я её принимаю, то условия игры упрощаются. Если американцы хотят использовать капитана Чернышёва как двойного агента, то нам и новую легенду разрабатывать нет необходимости. Мы же его отзывать собирались, вот и отзовем его на полтора месяца, для, якобы уточнения нового задания там же, на Украине. Эту легенду мы подработаем и успеем за месяц подготовить его самого. Таким образом, актуальность не потеряется. Всю информацию, добытую Павлом, мы уже передали ГРУ, а информацию, интересующую наших партнеров по игре, которую можно нам предоставить ЦРУ, даст, опять же, ГРУ, так ведь, генерал? – обратился он к генерал-майору Черемулину.
– Точно так, «секретов» им дадим столько, сколько они захотят, не будут успевать переваривать. Об этом не беспокойтесь. Нас только вовремя ставьте в известность, что их интересует.
– Отлично! Давайте подытожим, – произнес генерал-лейтенант Бахметьев. –
Первое. Капитана Чернышёва отзываем, как только он пойдет на вербовку.
Второе. Основанием для вербовки будет факт стерилизации бандитов, компрометирующий его как сотрудника КГБ. Других версий компромата я не вижу, их просто нет. Этот материал, не утверждающий, но и не отрицающий это событие, подбросьте резиденту ЦРУ в Симферополе. Следствие они проводить не будут. Свидетелей, кроме самих потерпевших, нет. А со временем для общественности это покажется просто сказкой или очередной небылицей, придуманной самими церэушниками. О принятом сегодня решении немедленно известить Артиста. Это поручается вам, полковник Сергеев. И поддержите парня, чтобы не пал духом.
Друзья мои, поддержать канал вы можете оценив публикации.