Стойки для света и дополнительного студийного оборудования, наверное, самая неотъемлемая часть любой фотостудии: как профессиональной, рентовой, так и домашней. Однако далеко не каждый начинающий студийный фотограф или администратор студии знает, как правильно подобрать нужную для работы стойку и как грамотно и безопасно этой стойкой пользоваться во время съемки.
Для начала стоит разобраться в видах и предназначении студийных стоек. Существует два основных по своей конструкции класса — это складные стойки облегченной конструкции для выездных съемок на локациях и пленере и тяжелые стойки для работы в студии. Деление это достаточно условное, так как фотограф волен сам выбирать, какой стойкой и в какой ситуации ему воспользоваться. Однако стоит понимать, что стойка для студии будет при прочих равных характеристиках обладать большим ресурсом и значительно большим весом, чем стойка для выездной съемки, а также будет менее компактна в сложенном виде. В то же время облегченные стойки неприемлемы для работы в рентных студиях, так как их ресурс будет быстро выработан и они придут в полную негодность до того, как окупятся полностью.
Также оба вида стоек (и студийные, и выездные) делятся по своему предназначению на несколько классов:
- Стандартные стойки для осветительных приборов — предназначены для непосредственной установки осветителей.
- Так называемые журавли — стойки, оборудованные поперечной балкой с противовесом, такая конструкция позволяет разместить осветительный прибор непосредственно над объектом съемки.
- Специализированные стойки для дополнительного оборудования — стойки для отражателей, ворота для установки фона, стойки для туннельных вентиляторов и ноутбуков.
Опять же, фотограф или видеоператор может по своему усмотрению использовать любой понравившийся ему класс стоек как для установки осветителей, так и для монтажа под дополнительное оборудование. Все они вполне взаимозаменяемы по своему функционалу, хотя и имеют свои определенные особенности. Например, для установки площадки под ноутбук или отражатели хорошо подходят тяжелые роллеры с регулируемой центральной штангой небольшой высоты, что может быть очень неудобным для установки осветительного прибора.
Ну и конечно же, абсолютно все стойки делятся по допустимой на них максимальной нагрузке:
- 0,5-2 кг - сверхлегкие, как правило, ультракомпактные алюминиевые стойки с облегченной конструкцией ног, в основном используются для легких отражателей или накамерных вспышек.
- 2,5-4 кг — легкие алюминиевые стойки с облегченной конструкцией ног для компактных светодиодных осветителей и младших студийных вспышек, как правило, не выдерживают установки больших софтбоксов (размером больше чем 60х40 см), но хорошо подходят для выездной предметной съемки.
- 4,5-8 кг — средние стойки облегченной конструкции для выездной съемки, выдерживают установку стандартных студийных моноблоков с большими софтбоксами, как правило, выполнены из алюминиевых сплавов и остаются еще достаточно компактными и легкими для транспортировки до места съемки.
- 9-16 кг — тяжелый класс стоек, предназначенный для работы в стационарных студийных условиях. Большая часть этих стоек обладает огромным ресурсом, изготовлена из стали и имеют усиленное крепление опорных ног.
- 20 кг и более — сверхтяжелые стойки для больший осветительных конструкций и журавлей, некоторые из этих стоек дооборудуются лебедками и специальными ступеньками для работы с ними. Высота подъема поперечной балки журавля может достигать 5-6 метров.
Так как средние стойки являются основными и самыми покупаемыми среди большинства операторов и фотографов, будет логично рассмотреть их основные конструктивные особенности.
Для обеспечения безопасности работы в средних стойках часто применяются различные механизмы амортизации, предотвращающие падение приборов при резком сложении стойки. Например, когда оператор слишком сильно ослабил крепление телескопической стойки или при ее сложении забыл подстраховать складывающиеся колено рукой.
Первый вариант амортизации — это пружинный демпфер (отбойник) внутри каждого колена стойки. К его достоинствам можно отнести дешевизну конструкции, высокую надежность и неприхотливость в использовании и практически неисчерпаемый ресурс. Однако большую часть хода складывающееся колено будет находиться в свободном падении — это основной минус такой системы, так как представляет угрозу для рук оператора.
Второй вариант решение — это применение так называемого «пневматического лифта». Фактически внутри каждого колена стойки находится воздушный поршень, который обеспечивает плавное сложение стойки под нагрузкой даже при полностью ослабленных креплениях. Плюсы очевидны: полная безопасность для рук оператора, высокая вероятность сохранности прибора, удобство работы. Но есть и минусы: высокая цена стойки, малый ресурс самого лифта, хрупкость конструкции (такая стойка боится боковых ударов при транспортировке).
Еще один бонус стоек среднего класса — это их компактность в транспортном положении. Существуют модели, у которых узлы крепления складывающихся ног выполнены в виде стыкующихся между собой на замки плоских планок. Такая конструкция позволяет сцепить вместе несколько сложенных стоек в очень компактную и удобную для транспортировки стопку.
В некоторых моделях средних стоек можно отделить центральную телескопическую штангу от ног, что позволяет собрать из двух штатных стоек один небольшой журавль. Такая гибкость конструкции может принести значительную экономию денег (отдельно стойка-журавль достаточно дорогостоящее приобретение) и заметно сократить объем багажа для выездной фотосессии.
И в заключении необходимо сказать о подборе максимальной рабочей высоты стойки. Высота стойки никогда не бывает достаточной, так как очень часто на сам объект будущей съемки необходимо посветить именно сверху. Как пример, для съемки ростового портрета максимальная высота подъема стойки должна начинаться от 3 метров, а для портрета сидящего человека — от 2,5 м. Мало того, большинство стоек при максимально разложенных секциях начинают давать неприятный люфт в области замков колен, так что разумней к искомой высоте стойки добавлять еще как минимум 10-15% запаса.
Стойки какой фирмы вы предпочитаете использовать в своей работе?
Как часто вы сталкиваетесь с неисправными стойками в рентных студиях?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.