Найти в Дзене
KADUN

Жениться надо на русской! Андрэ Лилиенталь: рыцарь без камня за пазухой

5 мая 1911 года родился гроссмейстер Андрэ Лилиенталь. Он знал чемпионов мира от Ласкера до Карпова, его счету с великими мог бы гордиться любой: победа и ничья с Ласкером, по одной победе и три ничьи с Капабланкой, ничья и поражение с Алехиным, две победы и две ничьи с Эйве, две победы, четыре поражения и много ничьих с Ботвинником, 4 победы и 6 поражений при множестве ничьих со Смысловым. Хотя Лилиенталь помогал Смыслову и Петросяну в матчах против Ботвинника, Михаил Моисеевич признавал: «Единственный человек, который никто не злорадствовал, если ты падал, и не лизал тебя при успехах. И вообще он не способен был держать камня за пазухой. Второго такого шахматиста я не встречал». Гроссмейстер Сало Флор писал: «Один философ заявил, будто «человек, у которого нет вра­гов,— не жил». Лилиенталь оп­роверг эту теорию, он вполне обходится без врагов. У него есть только друзья! Он любит шахматистов, и они любят его. Да и как не лю­бить такого чудесного челове­ка, который никогда и мухи не оби
фото: FIDE.com
фото: FIDE.com

5 мая 1911 года родился гроссмейстер Андрэ Лилиенталь. Он знал чемпионов мира от Ласкера до Карпова, его счету с великими мог бы гордиться любой: победа и ничья с Ласкером, по одной победе и три ничьи с Капабланкой, ничья и поражение с Алехиным, две победы и две ничьи с Эйве, две победы, четыре поражения и много ничьих с Ботвинником, 4 победы и 6 поражений при множестве ничьих со Смысловым.

Хотя Лилиенталь помогал Смыслову и Петросяну в матчах против Ботвинника, Михаил Моисеевич признавал: «Единственный человек, который никто не злорадствовал, если ты падал, и не лизал тебя при успехах. И вообще он не способен был держать камня за пазухой. Второго такого шахматиста я не встречал».

Гроссмейстер Сало Флор писал: «Один философ заявил, будто «человек, у которого нет вра­гов,— не жил». Лилиенталь оп­роверг эту теорию, он вполне обходится без врагов. У него есть только друзья! Он любит шахматистов, и они любят его. Да и как не лю­бить такого чудесного челове­ка, который никогда и мухи не обидел!»

Школа кафе

Родился Андрэ в Москве в еврейской семье венгерского происхождения, а когда ему было два года родите­ли вернулись в Бу­дапешт. В юные годы Андре чуть не стал портным, но решил зарабатывать шахматами. Мо­лодой Лилиенталь искал кли­ентов по всей Европе в известных шахматистам кафе «Режанс» в Париже, «Цент­раль» в Вене, «Кёниг» в Берлине, «Континенталь» в Праге.

фото: FIDE.com
фото: FIDE.com

Извините, пожалуйста

В 1930 году в Чехословакии он напросился в международный турнир. Брать неизвестного брюнета с внешностью киноактера не хотели, за Андрэ попросил чемпион страны Сало Флор. В послед­ний момент Лилиенталь был допущен и занял пер­вое место. Победив Флора, Андрэ сказал: «Извините, пожалуйста».

«Он чувст­вует себя виноватым, когда обы­грывает противника, – вспоминал Флор. – Помню, как в 1936 году Андре был счаст­лив, что победил Ласкера. Но он чуть не прослезился оттого, что обидел 68-летнего человека. Годится шахматисту такой мяг­кий характер? Конечно, нет. В шахматах нужно бороться без всякого “извините”».

Лентяй начинает и выигрывает

Разумеется, не всех Лилиен­таль принимал за шахматной доской столь нежно. Когда Анд­рэ был в ударе, он в гусарском стиле мог растерзать кого угод­но.

В молодые годы Лилиен­таль шах­матных книг в руки не брал. Как же мог такой «лентяй» (определение Флора) ставить прилично дебют и вести энд­шпиль, вообще переигрывать и побеждать таких опытных стратегов, как Ботвин­ник? Очень просто: у Лилиента­ля исключительно большой при­родный талант, чертовски тонкая интуиция.

«Я присутствовал в Гастинг­се, когда Лилиенталь создал свою бессмертную партию с Ка­пабланкой, – вспоминал Флор. – Лили не плакал — скорее готов был уронить печальную слезу сам Капа. Так жутко, как Лилиен­таль, кубинца никто не громил».

Система Лилиенталя

В жизни он был милым и добрым человеком. Много поль­зы он принес как тренер. Здесь у него была своя система. Начиная с подопечным анализировать позицию, он приговаривал: «Поищем выигрыш? Хорошо... Но сначала посмотрим, есть ли ничья!» Это выражение и вошло в практику гроссмейстеров как «система Лилиенталя».

Жениться надо на русской

Частым гостем в квартире Лилиенталя в Будапеште был Бобби Фишер. Он очень любил борщ, который варила жена Лилиенталь Ольга, и вообще русскую еду. Потом до трех часов ночи засиживались за шахматами и спать экс-чемпион мира оставался у Лилиенталей. С Андрэ Бобби общался по-немецки, с Ольгой – на русском языке, на котором говорил вполне прилично.

Все его жены были русскими. В своей автобиографии он обращался ко всем иностранцам: «Хотите прожить жизнь счастливо – женитесь на русской». На русских были женаты и Капабланка, Флор, Рети. И три раза – Лилиенталь.

фото: FIDE.com
фото: FIDE.com