Автор: Сергей Клюсов
В настоящей статье приведён компаративный анализ рассмотрены содержания политической стратегии СССР по отношению к Бирме в годы руководства У Ну и в период руководства Партией бирманской социалистической программы и ее руководителем У Не Вином, а также детерминанты, определившие характер искомой стратегии, факторы, влияющие на ее пересмотр и основные примеры сотрудничества двух стран в указанные периоды.
Советско-бирманские дипломатические отношения до 1962 года: стратегия и результаты.
Получение независимости Бирмой от Британской империи состоялось в 1948 году и закономерно следовало из итогов Второй Мировой войны, в ходе которой прояпонские коллаборационисты фактически добились независимости марионеточного Государства Бирма. Геополитическая нестабильность в регионе, сложившаяся в результате ликвидации оккупационных и колониальных режимов, напрямую повлияла на нестабильность стратегической линии тех или иных государств в отношении молодой Бирмы. Нестабильной оказалась и внутриполитическая обстановка: существовало влиятельное сепаратистское движение в национальных штатах, а также порвавшие с правительством Антифашистской лиги народной свободы (АЛНС) коммунисты из партий «Красного флага» и «Белого флага».
Геополитически Бирма располагается в исключительно важном месте на стыке Индокитая, Индии и Китая – СССР имел особые стратегические интересы во всех данных регионах. Следует иметь ввиду и тот факт, что Бирма являлась одной из богатейших стран региона, обеспечивающей в довоенные годы треть мирового экспорта риса, обладавшей существенными запасами нефти и имеющей такие уникальные ресурсы как ценные породы древесины (тик, палисандр) и драгоценные камни.
Таким образом, СССР был напрямую заинтересован в установлении в стране как минимум дружественного режима в Бирме. Однако на первом этапе по причине общего недостатка информации и отсутствия налаженных двусторонних контактов советская политика отличалась непоследовательностью относительно поддержки той или иной стороны – с одной стороны; содержания той же поддержки – с другой.
А. Симония, характеризуя ситуацию недостатка информации, заявляет советско-бирманские отношения как «взаимно подозрительные: Бирма считала, что Москва тайно поддерживает инсургентов, а Советский Союз рассматривал Бирму как склоняющуюся к Западу» [Симония А.А. К 75-летию установления дипломатических отношений между Россией (СССР) и Мьянмой (Бирманским Союзом) // ЮВА: актуальные проблемы развития. - 2022. - №3 (56). – С. 126-127]. В то же время, СССР изначально не сделал ставку на коммунистов «Белого флага» Такин Тан Туна, поскольку они изначально ориентировались на КНР. Кроме того, СССР рассматривал установление однозначно просоветского режима в Бирме как очевидную провокацию, направленную против Великобритании (бывшей страны-метрополии). Выжидательная позиция СССР была пересмотрена к 1952 году, когда премьер У Ну выдвинул предложения возобновления отношений с Компартией и создания «Марксистской лиги». Отказ Компартии от предложения привел к обвинению ее со стороны СССР в троцкизме; в 1955 году КПБ потерпела крупное поражение от правительственных сил и оказалась вытеснена на периферию страны. Впрочем, в том же 1955 г. А. Вышинский в ГА ООН в своем выступлении прямо указал на поддержку Бирмы в противостоянии разгромленным частям Гоминьдана, отказавшись прямо упомянуть КПБ или официальное правительство [Вышинский А.Я. Выступление первого заместителя министра иностранных дел СССР, Постоянного Представителя СССР при ООН А.Я. Вышинского на первом пленарном заседании VIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 15 сентября 1953 г. - Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. - 2015. - С. 147-151]. Кроме того, уже в 1954 г. СССР на заседании в Женеве выразил свое недоумение в связи с фактом отсутствия бирманской делегации и подчеркнул растущее значение этой страны на международной арене [Молотов В.М. Из выступления министра иностранных дел СССР В.М. Молотова на совещании министров иностранных дел в Женеве. 29 апреля 1954 г. – Советско-китайские отношения. – 1952-1955: Сборник документов. – 2015. – С. 178-182].
В связи с подобными колебаниями, У. Джонстон делает такое заявление: «если бы Советский Союз в 1948-1949 гг. использовал тактику, которая со значительным успехом применяется с 1955 г., то было бы весьма возможно, что Бирма сейчас была бы коммунистическим сателлитом [Листопадов Н.А. Особенности внешней политики Мьянмы (Бирмы). автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.15 / Дипломатическая Академия МИД РФ. - Москва, 1998. – С. 12-15.]». Развитие двусторонних отношений в эти годы привело к существенному потеплению двусторонних отношений, не приводящему, однако, к превращению Бирмы в коммунистического сателлита.
Визит У Ну в СССР в 1955 году окончательно закрепил статус двусторонних отношений и соответствующие паттерны. В то же время основные проблемы двусторонних решений – проблема коммунистических повстанцев (актуализировавшая с началом «оттепели» в СССР), приближающийся советско-китайский раскол - разрешены так и не были. Во многом успешное развитие двусторонних отношений было продиктовано личной дружбой Н.С. Хрущева и бирманского премьера У Ну, а также такими субъективными факторами как восхищение бирманцами достижениями СССР и высоким уровнем принятия их делегаций, что, по утверждению А. Симонии, играет особую роль для бирманского народа. А. Семенов в журнале «Азия и Африка сегодня» расписывал двусторонние отношения в восторженном тоне, он же демонстрировали и цифры, красноречиво демонстрирующие развитие советско-бирманских отношений:
· 1 июля 1955 гида было заключено советско-бирманское торговое соглашение и подписан Протокол о закупке Советским Союзом бирманского риса в обмен на поставки оборудования, машин, промышленных и продовольственных товаров;
· За полтора года, прошедшие с момента заключения соглашения от 1 июля 1955 года, Бирма импортировала из СССР товаров более чем на 20 миллионов рублей по сравнению с 600 тысячами в 1954 году;
· В августе 1957 года в Рангуне был заключ`н генеральный договор, предусматривающий основные условия и порядок осуществления строительства первой очередь технологического института на 1056 студентов и 51 аспиранта, а также гостиницы на 206 номеров в Рангуне и госпиталя на 200 мест в Таунджи [Семенов А.В. Советский Союз и Бирма // Азия и Африка сегодня. – 1958. - №. – С. 14-15.].
Заявления Семенова о росте интереса советского народа к Бирме подтверждает и А. Симония. Оба эти автора приводят факты о наличии в СССР в это время 54 ученых-бирманистов, выпуске посольством СССР в Бирме журнала «Советский Союз», имевшем огромный успех, работе Бирмано-советского общества культурных связей.
Таким образом, к моменту переворота 1962 года СССР имел теплые двусторонние отношения с Бирмой, основанные на личных отношениях руководства двух стран и бурном развитии экономических и культурных связей. В то же время Бирма так и не стала государством, проводящим просоветскую политику, а двусторонние отношения имели ряд нерешенных проблем, крупнейшей из которых стала деятельность коммунистических повстанцев, сохранявших связи с СССР. Новое бирманское руководство, пришедшее к власти в 1962 году, утратило преимущество прежних высоких личных связей и столкнулось с существованием объективных проблем.
Внешнеполитическая стратегия СССР по отношению к Бирме в 1962-1988 г. и ее практическое воплощение.
Переворот 1962 года привел к власти генерала У Не Вина и высшее руководство национальных вооруженных сил. Переворот, как единодушно указывают все источники, стал полной неожиданностью для всего мирового сообщества, однако никем не был осужден. Страны Запада оценили бескровный характер переворота, политическую репутацию генерала Не Вина и факт номинальной поддержки переворота крупнейшими оппозиционными силами стны (и даже правящей Союзной партией). СССР, в свою очередь, в дополнение к вышеуказанным фактам отметил программные положения захватившего власть Революционного Совета, изложенные в брошюре «Бирманский путь к социализму», позитивный опыт прямых переговоров с генералом Не Вином и готовность Революционного Совета пойти на компромиссы с коммунистами Красного и Белого флага.
Разобрав положения «Бирманского пути к социализму», СССР осторожно поддержал данный документ, указав на немарксистскую логику его изложения, однако оценил факт отрицания авторами документа возможностей для капиталистического развития страны [Не Вин // Советская историческая энциклопедия. — М.: Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", 1967. — Т. 10. – С. 57.].
Определение советской стратегии по отношению к Бирме в указанный период тесно связано с такими взаимно противоречивыми паттернами советской внешней политики как поддержка местных коммунистических партий и поддержка антизападных партий и правительств. Столкнувшись с конфликтом Компартии Бирмы и умеренно социалистического Революционного Совета, СССР оказывается в ситуации выбора. На момент переворота СССР имел регулярные контакты с Компартией Бирмы (что подтверждается фактом ее участия в Совещании представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 1960 в Москве [Борьба за мир, демократию и социализм: документы встреч представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, в Бухаресте в июне 1960 года и в Москве в ноябре 1960 года URL: https://archive.org/details/struggleforpeacedemocracysocialism Дата обращения: 02.11.2023.]. Поэтому непосредственно после переворота СССР сделал попытку подтолкнуть революционное правительство и КПБ к примирению.
1 апреля 1963 года Революционный Совет объявляет всеобщую амнистию и приглашает представителей обеих Компартий за стол переговоров [Smith M. Burma: Insurgency and the politics of ethnicity. – NY.: Zed Books, 1991. – p. 206-212]. Однако в ситуации раскола международного коммунистического движения У Не Вин сделал ставку на раскол бирманской Компартии и сорвал переговоры, выступив сперва с непомерными требованиями всеобщего разоружения и сдачи территорий, а после арестовав нескольких лидеров союзных Компартии политических организаций. В результате отношения Компартии с СССР оказались подорваны, и Такин Тан Тун переориентировался на КНР и маоистскую доктрину.
С этого момента политическая стратегия СССР меняется: поскольку просоветские тенденции в Компартии оказались разгромлены и поскольку Компартия поддерживает КНР, СССР оказывает уверенную поддержку Революционному Совету.
Впрочем, опыт контактов 1962-1963 г. убедил У Не Вина в общей шаткости его места в рамках советской стратегии касательно Бирмы. Сделав вывод о цементирующей его положение роли Революционного Совета как щита от маоистской угрозы, У Не Вин постепенно сокращает контакты непосредственно с СССР в пользу иных социалистических стран, главным образом Чехословакии. Тенденция усиливается в соответствии с политической программой Революционного Совета, предусматривающей «опору на собственные силы» [Бирманский путь к социализму. К социализму нашим собственным бирманским способом. – Рангун.: Изд-во информотдела Революционного Совета, 1962. – 7 с.]. Конфликт переходит в тупиковую стадию, несмотря на решительный разгром основных сил Компартии к 1968 году [Smith M. Burma: Insurgency and the politics of ethnicity. – NY.: Zed Books, 1991. – p. 234], что стабилизирует и советско-бирманские отношения. Демонстрация У Не Вином своей роли блюстителя благожелательного нейтралитета дополнительно была проявлена в ходе массовых антикитайских погромов в 1967 г. [Fan Hongwei The 1967 anti-Chinese riots in Burma and Sino-Burmese relations. - Journal of Southeast Asian Studies. – 2012. – № 43 (2). – 234–256].
Как можно было наблюдать, СССР интенсивно наращивал сотрудничество с режимом У Ну, начиная со второй половины 50-х годов. Колебания советско-бирманских отношений в начале 1960-х г. наглядно демонстрируют и колебания динамики развития двусторонних связей.
В 1961 и 1965 г. У Не Вин совершает личные визиты в СССР. Как отмечает А. Симония, его принимали на руководители самого высокого уровня - Л.И. Брежнев, А.И. Микоян, А.Н. Косыгин, но несмотря на то, что новые лидеры двух стран заложили хороший фундамент для дальнейшего расширения сотрудничества, в дальнейшем уровень отношений значительно снизился [Симония А.А. К 75-летию установления дипломатических отношений между Россией (СССР) и Мьянмой (Бирманским Союзом) // ЮВА: актуальные проблемы развития. - 2022. - №3 (56). – С. 130-131]. Очевидно, уже в первый свой визит У Не Вин сделал выводы о двойственности советской стратегии относительно Бирмы, а визит 1965 года только укрепил его нейтральную позицию.
Впоследствии число двусторонних контактов на высшем уровне ожидаемо сократилось. В 1971 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный посетил Бирму, но его поездка тоже не привела к более тесным двусторонним связям. В 1974 году делегация ПБСП не была удостоена встречи с высшим руководством КПСС, общей неудачей завершился и ответный советский визит в 1975 году [Там же, С. 132-133].
В первые годы установления власти Революционного Совета растут и закупки Бирмой продукции тяжелой промышленности и производства средств производства, главным образом сельскохозяйственной техники. В августе 1962 г. было подписано соглашение Бирмы с СССР о строительстве плотины и водохранилища в Чемолтау, что позволит оросить большие площади в засушливой зоне. В 1963-1964 гг. советские эксперты помогали Бирме в разработке проектов комплексного использования водных ресурсов реки Ситаун и ирригационных сооружений в долине реки Му и в Тицо. Параллельно растут связи и со странами Варшавского договора. В общей сложности помощь Бирме со стороны социалистических стран за время пребывания у власти Революционного совета возросла в процентном отношении ко всей иностранной помощи с 1% (1,5 млн. чжа в 1961/62 г.) до 30% (70 млн чжа в 1966/67 г) [Можейко И. В., Узянов А. Н. История Бирмы (краткий очерк). – М.: изд. «Наука», 1973. – С. 342-368]. По инерции завершались и проекты, начатые в правление У Ну: в частности, был достроен госпиталь в Таунджи, а сданная в 1967 году гостиница «Инья» на момент возведения стала самой современной гостиницей региона [Симония А.А. К 75-летию установления дипломатических отношений между Россией (СССР) и Мьянмой (Бирманским Союзом) // ЮВА: актуальные проблемы развития. - 2022. - №3 (56). – С. 128-129].
Впрочем, режим У Не Вина с самого момента своего утверждения делал ставку на самоизоляцию страны, таким образом, двусторонние советско-бирманские контакты естественным образом оказываются сдержанными. Тем не менее, проблема скорейшего развития Бирмы вынуждала ее к осуществлению внешней торговли, особенно на начальном этапе – по причине отсутствия в Бирме соответствующей продукции. В этом отношении Бирма во многом опиралась на опыт сталинской индустриализации.
В 1971 году подписан договор о совместном товарообороте; аналогичное соглашение заключено в 1972 году. Заслуживает внимание факт перехода от долгосрочных пятилетних торговых контрактов, применявшихся в годы правления прежнего режима, к однолетним, что связывается с нежеланием Бирмы связывать себя долгосрочными обязательствами. Общая динамика внешней торговли характеризовалась скачками с тенденцией к общему понижению: так для 1965-1971 г. характерен спад торговли в 1968 и небольшой рост в 1969-71, однако уровень 1965-67 г. так никогда и не был достигнут. Четырехкратным спадом торговли отмечен 1976 год. Эскалация советско-китайских отношений, последовавшая за вводом советских войск в Афганистан в совокупности с масштабным кризисом в самой Бирме привели к росту торговли в 1980-х г.: двукратный рост был отмечен в 1980 году, цифры выросли и в 1981 году чтобы сократиться более чем в 11 раз в 1993 году [Экспорт и импорт СССР по странам и товарам [Электронный ресурс]. URL: https://glebwiktorow.livejournal.com/95126.html. Дата обращения: 02.11.2023.].
Данная динамика демонстрирует трансформацию регулярных экономических связей СССР и Бирмы в ситуативные. Характерной оказывается и структура торговли (сводится в основном к сырьевым продуктам и продукции с низкой добавленной стоимостью – каучуку, рису, хлопку, гвоздям).
В 1962-1990 г. стратегия СССР после своего относительного утверждения стала сводиться к недопущению распространения в этой стране китайского влияния. В целом, тактические маневры сторон в 1962-1968 г. привели У Не Вина к убеждению о необходимости лавирования между КНР и СССР, что убедило его в правильности принятого курса «опоры на собственные силы» и последовательному сокращению внешней торговли, в т.ч. с СССР. Для СССР же существование в Бирме номинально дружественного режима, отвергающего капиталистический путь развития, оказалось приемлемым и закрепило статус-кво в двусторонних отношениях.
Таким образом, отношения СССР и Бирмы изначально выстраивались на основе краткосрочных решений при нестабильности бирманского режима, а впоследствии поддерживались на высоком уровне посредством личных дружественных контактов высшего руководства двух стран при сохранении объективных внешнеполитических проблем. После переворота 1962 года же СССР изначально стремился к заключению компромисса между Революционным Советом и коммунистическими повстанцами, однако после событий 1963 года фактически самоустранился от бирманских внутренних дел. Основой стратегии СССР с этого времени становится недопущение превращения Бирмы в китайского сателлита и поддержка ее нейтрального статуса. Дальнейшая динамика двусторонних отношений, очевидно, определялась тонкой градацией внутриполитических событий в двух странах: партийный переворот в СССР в 1964 году, провалившиеся переговоры У Не Вина с КПБ, курс Революционного Совета на автаркию. Основными проблемами, сопутствующими развитию советско-бирманских отношений в 1962-1988 г., таким образом, можно назвать проблему стратегии «опоры на собственные силы», принятой Революционным Советом; проблему коммунистических повстанцев; проблему личных взаимоотношений руководства двух стран.
Подготовлено Центром инновационной дипломатии БРИКС и ШОС