В 1960-х гг. в СССР в Харькове появился революционный танк Т-64 (Объект 432), машина была с проблемами, сложную ходовую освоить могли только ленинградцы, но не уральцы, оппозитный дизель 5ТД постоянно демонстрировал свою ненадежность.
К тому же Т-64 изначально должен был получить 105-мм пушку, но с версии Т-64А начал получать 125-мм орудие. Из-за смены орудия танк потяжелел с 35 тонн до 38,5.
В ходе модернизаций танк тяжелел, но не рассчитанная на большой вес ходовая уже не тянула. И к концу 1980-х гг. Т-64 морально устарел окончательно.
На Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле ходовую Т-64 отбросили и начали строить танк на основе своей телеги, поговаривают, что от изначальной машины у Т-72 осталась только 125-мм пушка. У уральцев был не механизм, а автомат заряжания, от оппозитного двигателя они отказались и поставили традиционный дизель В-46, дальний потомок В-2.
В Ленинграде пошли еще дальше и ненадежный и недостаточно мощный оппозитный двигатель заменили на газотурбинный.
На испытаниях ходовую часть Т-64 газотурбинный двигатель ломал и для "ленинградского Т-64" стали делать другую уже третью в стране ходовую часть.
В 1980-х гг. ленинградцы уже выигрывали у своих оппонентов из Харькова, они создали Т-80, это был Т-64, но с новым двигателем и увеличенным числом снарядов в механизме заряжания.
Перед развалом Советского Союза были намечены пути развития советского танкостроения.
Во-первых, выяснилось, что бронирование верхней лобовой детали у Т-64 недостаточно, в рамках ОКБ "Отражение" на старые танки наварили 16-мм лист бронестали. Были перебраны все бронепакеты выпускающихся танков, Т-72 в башне получил "отражающие листы", а Т-80 в башне ячеистый наполнитель. Верхняя лобовая деталь была переделана.
Во-вторых, судя по всему мучиться с оппозитным двигателем не хотели и делали ставку на газотурбинный, а для мобилизационного танка на традиционный дизель.
В-третьих, в рамках программы "Совершенствование-88" уральские танкостроители совершили прорыв. Они изменили корпус и башню, чтобы достичь высочайшей защищенности своих танков.
В-четвертых, после войны в Персидском заливе интенсифицировали работы по тепловизорам.
В-пятых, шли работы над харьковским перспективным танком "Боксер"/"Молот", ленинградцы уже чертили свой танк предельных параметров.
Сейчас можно представить, чтобы получилось, если бы не был развален СССР и сохранена плановая экономика.
Плановая экономика позволяла концентрировать все усилия на определенных направлениях и добиваться успеха.
Подробнее в следующих частях.
Спасибо за прочтение.