2K подписчиков

Нерегулируемый подросток

1K прочитали

У моей подруги есть проблемный сын, с которым она изо всех сил пыталась справиться всю свою жизнь. Ему 16 лет. Он отказывается идти в школу и устраивает регулярные истерики, когда не добивается своего. Они могут быть из-за чего угодно: встречи с друзьями откладываются, домашнее задание слишком сложное, споры с близкими.

Фото мальчика
Фото мальчика

Семья подчинялась его воле – все дети должны ложиться спать в одно и то же время (когда ему было 7, его старшая сестра, которой было 12, должна была ложиться спать в то же время).

Воспитание детей, как мы все знаем, может быть проблемой даже в самых лучших обстоятельствах. Но когда вы имеете дело с ребёнком, который, кажется, преуспевает в неповиновении, эгоцентризме и хаосе, это всё равно что идти по минному полю с завязанными глазами.

Напряжение управления ребёнком, который сопротивляется власти, ставит собственные желания превыше всего и оставляет за собой хаос, может подвергнуть испытанию даже самые крепкие связи. Понятно, что подруга может чувствовать, что достигла своего предела. Но, несмотря на предстоящие проблемы, очень важно помнить, что ещё есть время всё изменить, прежде чем её мальчик выйдет в мир полностью независимым человеком.

Для ясности, необходимо рассмотреть такие вопросы, как ссоры с братом и сестрой, отказ идти в школу и требование пригласить друзей в семейные поездки. Но нужно смотреть глубже. Речь идёт о фундаментальной ориентации мальчика в жизни. Он набрасывается на людей и, кажется, делает это уже давно. Он не желает участвовать в домашних делах. И похоже, что здесь присутствует элемент снисходительности с ограниченной подотчётностью и ответственностью.

Есть несколько вещей, которые можно сделать, чтобы улучшить ситуацию.

1) Детям нужен авторитетный человек в их жизни. Пределы, границы, структуры, рамки или системы — называйте их как хотите. Кто-то должен помочь ребёнку понять, как устроен мир.

Здесь необходимо преодолеть три основные проблемы, связанные с ограничениями и полномочиями.

Во-первых, приёмным родителям часто приходится сталкиваться с трудными задачами, когда дело доходит до установления закона. Подростки могут ответить классической фразой: «Ты не мой настоящий родитель, так почему я должен слушать?». Хотя я бы поставила под сомнение эту предпосылку, реальность такова, что вмешательство отчима или мачехи может спровоцировать бурю гнева.

Во-вторых, многие люди предполагают, что дисциплина означает, что нужно жёстко приступить к делу и прочитать ребёнку акт о массовых беспорядках. Но это не поможет. Почему? Подросток восстанет против этого. Тут нужно пытаться минимизировать, а не усугублять напряжённость.

В-третьих, переломить ситуацию в решении давних проблем – это не быстрое решение. Это похоже на потерю веса, набранного годами: вы не сбросите его полностью за одно занятие в тренажёрном зале. Для достижения позитивных изменений требуются постоянные и упорные усилия.

Помимо вопроса об установлении ограничений, существуют реалии развития. Подростковый возраст – это очень трудный период, особенно для мальчиков. Тестостерон растёт, усиливая агрессию, в то время как эмпатия отходит на второй план. К тому же, в этом возрасте всё дело в мгновенном удовлетворении. Долгосрочные цели? Забудьте об этом. Просить 16-летнего ребёнка думать наперёд? Что ж, успехов.

Что делать

  • Поговорите с ребёнком о напряжённости: если она возникла, то пришло время её решить.
  • Вместо того, чтобы устанавливать закон, выслушайте его, поддержите, поверьте в него и поймите, чего он хочет. Продолжайте задавать вопросы.
  • Не возражайте ребёнку, не закатывайте глаза на его жалобы — просто слушайте.
  • Если подросток предлагает идеи, которые не сработают, не отметайте их сразу. Расскажите, что и как может получиться, а что нет и почему. Затем предложите другую идею.