Найти в Дзене
Ромашковый сбор

Квартира со старой столяркой в Тбилиси

Оглавление

Антон Архипов и Светлана Савинова из бюро “5:00 am” оформили квартиру в Тбилиси, сохранив в ней столярку советских времен.

Автор: Анастасия Ромашкевич Фотограф: Григорий Соколинский

Вид на гостиную через деревянный портал, отделяющий ее от каминной зоны.
Вид на гостиную через деревянный портал, отделяющий ее от каминной зоны.

В Грузии вольно обращаются с недвижимостью. Остеклить и присоединить к квартире балкон — по местным меркам, детская шалость. Здесь пристраивают целые комнаты. Квартира, с которой пришлось иметь дело Антону со Светланой, находится в доме позднесоветской эпохи и в какой-то момент приросла лоджией и соседним нежилым помещением.

Гостиная со стороны кухни. Абажур в гостиной сделала хозяйка квартиры.
Гостиная со стороны кухни. Абажур в гостиной сделала хозяйка квартиры.

Сейчас, правда, эти “довески” входят в состав квартиры уже на законных основаниях; ее официальная площадь — 105 м². “В Грузии накопилось большое количество самостроя, люди жили так годами, поэтому в какой-то момент этот самострой начали выводить в легальное поле. Так случилось и с этой квартирой”, — рассказывает Антон.

Каминная зона устроена на месте бывшей лоджии.
Каминная зона устроена на месте бывшей лоджии.

Нынешняя хозяйка квартиры — давняя знакомая архитекторов, выпускница Академии Штиглица. “У нас с самого начала сложился диалог на одном языке, и все стороны хорошо понимали эстетические предпочтения друг друга”, — говорит Архипов.

Домашняя студия с антикварным шкафом.
Домашняя студия с антикварным шкафом.

“Родная” столярка

В квартире — видимо, еще с советских времен, — сохранилась интересная столярка: портал (он отделяет гостиную от каминной зоны на месте бывшей лоджии), встроенный шкаф, окна, двери и межкомнатная перегородка. “Все эти элементы имеют подчеркнуто человечный, южный и живой характер”, — объясняет архитектор решение их сохранить.

Уцелели также мраморный камин и ступеньки, ведущие в гостевую спальню. Она как раз находится в комнате, которая прежде была нежилым помещением, и пол там заметно выше, чем в остальной квартире.

Фрагмент прихожей с винтажным комодом и старой столяркой.
Фрагмент прихожей с винтажным комодом и старой столяркой.

Планировка

Решение сохранить столярку означало, что никаких существенных изменений в планировке квартиры не будет. Основные корректировки сделаны только внутри отдельных помещений: кухни-столовой, прихожей и ванной. “Эти зоны очень важны с точки зрения комфорта”, — говорит Антон.

Спальня хозяйки. Здесь, как и в других комнатах, ниша — особенность конструкции дома.
Спальня хозяйки. Здесь, как и в других комнатах, ниша — особенность конструкции дома.

Впрочем, если сравнивать свежие фотографии квартиры с кадрами, сделанными до ремонта, разница все равно разительная. Оставив деревянные детали, Светлана с Антоном убрали все атрибуты старомодного постсоветского интерьера: грустные серо-бежевые обои, реечные потолки со встроенными лампочками и пластиковое подобие лепнины.

-8

Белая плитка

“Нам хотелось, чтобы новые архитектурные решения были узнаваемо новыми, но при этом мирно сосуществовали со всем старым нарративом этого дома”, — рассказывает Архипов. Так в проекте появилась белая плитка — она здесь распространилась далеко за пределы “мокрых” зон. Архитекторы облицевали ею ниши в гостиной и домашней студии, кухонный остров и подиум для кровати в гостевой комнате.

“Цвет плитки продолжает идею белой оболочки, — объясняет архитектор. — При этом в ней присутствует орнаментальная богатая фактура, за счет чего она перестает быть стерильной”.

С орнаментами есть хитрость, которая обнаруживается при детальном рассмотрении: в нишах все узоры разные и никакой системы в их расположении нет. Архипов рассказывает, что они использовали коллекцию “Суррей” Kerama Marazzi, в одной есть сразу несколько разных рисунков, и выкладывали их в рандомном порядке.

Связаться с авторами проекта можно через сайт их бюро "5:00 am". Предлагаю также посмотреть еще один проект Антона Архипова, а также пару работ бюро Le Atelier, в котором он работал до того, как открыл собственную архитектурную практику.