Найти тему
ГЛОБУС.LEX

Деловая репутация и отзывы.

Оглавление

☝ В данной статье мы разберём, что же такое Яндекс.Бизнес и Яндекс.Карты, а также определим, несёт ли ООО «Яндекс» ответственность за опубликованные отзывы.

отзывы об АНО "Глобус" на Яндекс.Картах.
отзывы об АНО "Глобус" на Яндекс.Картах.

🌎 Сегодня практически все организации, тем более в сфере оказания услуг, представлены в различных поисковых системах, с помощью которых можно поподробнее узнать о качестве предоставляемых услуг, прочитав отзывы.

Специализируясь на оказании юридических услуг, связанных с защитой деловой репутации, юристы АНО «Глобус» постоянно изучают актуальную судебную практику в этой сфере законодательства.

К сожалению, многие юристы, пытаясь защитить интересы той или иной компании, часто выбирают неверный способ защиты. Особенно, когда вопрос касается оспаривания отзывов, опубликованных в сети «Интернет». И зачастую предъявляют иски не к авторам отзывов, а к ООО «Яндекс».

👉 Вот примеры свежих решений Арбитражного суда г. Москвы, где суды отказывали в удовлетворении исков к ООО «Яндекс» из-за публикаций отрицательных отзывов (дела № А40-240431/23-27-1713, № А40-287272/23-51-2315).

В чём причина? Давайте разбираться!

🌎 Итак, сервис Яндекс.Бизнес является составной частью сервиса Яндекс.Карты и представляет собой справочно-информационный сервис, который предоставляется Яндексом в соответствии с Условиями использования сервиса Яндекс.Бизнес (далее – Условия).

Сервис предусматривает функциональную возможность размещения, просмотра и поиска информации об организациях, расположенных по адресам, отображаемым в сервисе Яндекс.Карты, включая сведения об адресе, наименовании, контактных данных, режиме работы, информацию об оказываемых услугах/ реализуемых товарах. Сервис предоставляется пользователям, включая организации, бесплатно.

Сервис предоставляет организации возможность создания своей карточки -информационного блока, содержащего информацию об организации.

Согласно п. 2.2 Условий:

  • информация, указанная Сервисе, носит справочный характер.
  • функциональные возможности Сервиса и размещенные в нем данные организации не предназначены для их использования с целью установления юридически значимых фактов, выражения объективной оценки Яндекса относительно деятельности организации и рекомендаций относительно обращений к их товарам и услугам.

👉 В рамках использования Сервиса пользователь сети «Интернет» имеет возможность публикации отзыва на странице соответствующей карточки организации в Сервисе, который описывает его опыт обращения к услугам и (или) приобретения товаров организации. Данные обстоятельства также подтверждались арбитражной судебной практикой с указанием на то, что Сервис Яндекс.Карты создан по модели интернет-форума, позволяющей пользователям размещать на сайте свои комментарии без предварительной проверки.

Текст отзыва составляется и публикуется пользователем самостоятельно, при этом пользователь может опубликовать отзыв как от своего имени, так и анонимно.

Согласно п. 4.3 Условий, пользователь, разместивший отзыв в Сервисе, самостоятельно и всецело несет все риски и ответственность за содержание предоставленной им информации, ее соответствие законодательству, полноту, корректность и достоверность.

ООО «Яндекс» не несет ответственности за размещение пользователем (в том числе, в недобросовестных целях) отзывов, не соответствующих действительности, неактуальных, нарушающих права и законные интересы третьих лиц, а также не подтверждает и не опровергает соответствие законодательству, корректность и достоверность таких отзывов.

Таким образом, ООО «Яндекс»:

  • не определяет состав размещаемой пользователем информации,
  • не инициирует загрузку,
  • не осведомлен о характере взаимоотношений, установившихся между пользователем и организацией.

Учитывая объем пользователей Сервиса и количество ежедневно публикуемых отзывов, ООО «Яндекс» не может быть осведомлен о содержании каждого отзыва, и, тем более, не имеет возможности проводить проверку фактической достоверности текстов.

ООО «Яндекс» не является автором публикуемых отзывов и не может повлиять на состав размещаемой пользователями информации, следовательно, не имеет возможности подтвердить или опровергнуть достоверность размещенной информации, так как не принимает участия в ее создании и размещении, на что также указывали неоднократно российские суды.

❓Что же делать в ситуации, когда, к примеру, аноним оставил отрицательный, ничем не подтверждённый отзыв, в котором отражена порочащая деловую репутацию компании информация❓

Ответ прост.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», если лицо, распространившее сведения, установить невозможно, гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением об установлении соответствующего факта в порядке особого производства.

Как видно из приведённых в качестве примера в начале статьи судебных решений, истцами не были предъявлены соответствующие требования о признании информации, не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию истца, в порядке особого производства (подраздел IV ГПК РФ).

Предъявление требований к ООО «Яндекс» об удалении информации, порочащей деловую репутацию, невозможно, так как такая обязанность может возникнуть только на основании вступившего в законную силу решения суда по иску к лицу, которое распространило соответствующие сведения.

Поэтому очень важно выбирать правильный способ защиты своего права и деловой репутации.

По вопросам оказания юридической помощи обращайтесь:

8-909-392-34-24 (WhatsApp, Telegram)

https://vk.com/dv_naumov

Telegram @dn_law

#деловаярепутация #отзывы #яндекс #удалитьотзыв #иск #адвокат #юрист #аноглобус #арбитражныйсуд