Найти тему

Травмы с точки зрения нейропсихологии

Травмы - это всегда больно, горько и неприятно для всех. Они бывают у каждого из нас, и всегда хочется их избегать. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Отчего они происходят и что с этим делать, мы сейчас обсудим.

Сразу оговорюсь, что в этом и следующих постах я поведу речь только о физических травмах. Травмы психологические - очень скользкая и трудная тема, выходящая за пределы нашего обсуждения хотя бы потому, что ситуация, сильно травмирующая для одного человека, для другого может оказаться совершенной нормой. Травмы же физические понятны всем. Поэтому здесь и в дальнейшем под словом «травма» я буду понимать ушибы, растяжения, вывихи, переломы и прочее.

Какая же жизнь обходится без травм? Никакая! Травмируются и дети, и взрослые. Большая часть повреждений заживает, не оставляя и следа в нашей памяти. Кто из нас не падал на льду или не ударялся об угол какой-то открытой дверцы? Это больно, но результат такого удара зачастую - обычный синяк, и через пару дней вы уже напрочь забываете об этой ситуации. Это норма. Дети здесь ничем не отличаются от взрослых, поэтому придавать большое значение какому-нибудь синяку на ребёнке - только беспокоиться попусту, скорее всего, он просто где-то упал и сам уже давно не помнит об этом. (Исключаем, конечно, ситуации, когда на ребёнке внезапно появилось много синяков, или они появляются всё время в одном и том же месте, или же он долго жалуется на боль в месте удара - тогда нужно бить тревогу.)

Часть 1. Виды травм

Все травмы можно условно разделить на
предотвратимые и непредотвратимые.

Непредотвратимые травмы происходят в ситуациях, которые вы не могли предусмотреть. Например, если вас сбивает неожиданно выруливающий из-за угла самокатчик. Или если сверху вдруг падает кирпич (я сама из Питера, там падающая на голову лепнина в центре города - обычное дело). Или, если вы идёте по деревянному мосту и под вами вдруг ломается прогнившая балка. При должной сноровке последствия этих ситуаций можно постараться свести к минимуму, но предугадать их невозможно. Как говорится, знал бы, где упадёшь, - соломку б подстелил. Но мы не знаем.

Да, в принципе, мы можем никуда не ходить и заключить себя в бокс с мягкими стенами, но это вредно для нашего развития и всё равно не даёт гарантии полной безопасности - но об этом я расскажу чуть позже.

Предотвратимые травмы - это те, причиной которых либо стали мы сами, либо произошедшие в ситуациях, которые мы в целом могли предусмотреть. Если мы бежали, на ровном месте споткнулись и подвернули ногу, то тут, кроме нас самих, больше некого винить. Если мы тянем со шкафа коробку, на которой ещё что-то лежит, то с большой вероятностью всё это сверху свалится нам на голову. О таком повороте событий можно было бы догадаться. Тут тоже, кроме нас, никто не виноват.

Повторю, что это разделение условно, и
как непредотвратимые, так и предотвратимые травмы случаются со всеми нами (вспоминаем открытую дверцу шкафа, о которую мы ударились). Однако эта терминология ещё понадобится нам в дальнейшем.

Часть 2. Частота травм

Непредотвратимые травмы происходят примерно с одинаковой частотой со всеми людьми, независимо от возраста, пола и образования. Они как стихийное бедствие, их сложно предугадать, на них невозможно повлиять, поэтому особо о них рассуждать тоже нечего. Вероятность получения таких травм, конечно, несколько выше у людей на опасном производстве или с опасной профессией (военный или пожарный, например) или у тех, кто живёт в опасной обстановке (если вы в Австралии, шанс того, что вас ужалит скорпион, гораздо выше, чем если вы в России), и значительно увеличивается при несоблюдении ТБ. Но если вы среднестатистический человек, живущий в городе, то и непредотвратимые травмы вы получаете так же часто, как и в среднем по популяции.

С предотвратимыми травмами дело обстоит совсем по-другому.

Больше всего травмируются дети, пожилые люди и лица, страдающие различными заболеваниями. Любые нарушения в целом увеличивают риск травматизации, но особенно высок он при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Почему? Потому что в таком случае люди недостаточно владеют своим телом.
Именно количество предотвратимых травм можно снижать в результате коррекции, поэтому в дальнейшем мы будем говорить в основном о них.

Часть 3. Причины предотвратимых травм

Я их выделяю всего три: это
нехватка опыта, недостаточность умения предсказывать последствия собственных действий и недостаточность владения собственным телом. Поговорим о каждой из них подробнее.

🔷
Нехватка опыта

Это наиболее
распространённая причина травм у маленьких детей. Связана она с тем, что если мы с чем-то не сталкивались, то мы в этом до конца и не разбираемся. Например, если коснуться рукой раскалённой сковороды, можно обжечься. Если пнуть стену, можно сильно удариться. Родители могут сто раз сказать, что так делать не надо, но на самом деле пока не попробуешь - не узнаешь. И дети постепенно набираются этого опыта и переносят его во взрослую жизнь. Грубо говоря, окружающий мир наказывает их за ошибки, и дети стараются их впредь не повторять. Да, бывает так, что наказание оказывается несоразмерным проступку и приводит к серьёзным травмам. Но наша задача, родителей и специалистов, по возможности проследить, чтобы ребёнок не навредил себе слишком сильно, или же дать ему ошибиться в относительно безопасном пространстве квартиры, кабинета или игровой комнаты. Это тоже обучение.

🔷
Низкая генерализация и неумение предсказывать последствия собственных действий

Вторая причина, тесно связанная с нехваткой опыта и проявляющаяся в основном тоже
у детей и у лиц со сниженным интеллектом. Связана она с неумением обобщать, проводить аналогии, понимать причинно-следственные связи и делать выводы из предыдущего опыта. Примером может служить уже упомянутая ситуация, когда мы тянем со шкафа коробку и на нас падает всё, что лежит на коробке, - одно логично следует из другого, и мы должны были это предусмотреть. Или, если мы обожглись о сковородку, но в следующий раз поставили на плиту кастрюлю и теперь схватились за неё и снова обожглись - в этом случае мы недостаточно обобщили наши знания. Умение учиться на чужих ошибках, в принципе, тоже сюда входит. Если кто-то перед вами побежал по льду и упал, наверное, не стоит делать так же. Дети, ввиду ещё не до конца сформированного мышления, и люди со сниженным интеллектом не всегда способны догадаться об этом, что и заставляет их раз за разом ошибаться в схожих, но не идентичных ситуациях. Опыт и умение обобщать не взаимозаменяют, хотя и значительно дополняют друг друга. Абсолютно одинаковых ситуаций не бывает, поэтому если ты не умеешь генерализировать вообще, то обречен повторять свои же ошибки. А сделать выводы, не обладая совсем никакими знаниями, невозможно. Поэтому мы должны развивать и то, и другое.

🔷
Недостаточность владения собственным телом

Этот вид ситуаций лучше всего описывается фразой «
Шёл-шёл, упал, очнулся - гипс». Кто-то ловко, как Маугли, забирается на деревья и выскочит из-под несущейся на него машины, а кто-то на ровном месте споткнётся и ногу себе сломает. (Это всё может встречаться и в одном человеке, как у меня, например, но такое бывает гораздо реже.)

Кто же те люди, которым это свойственно?

🔸
Почти все дети, которых приводят на приём к нейропсихологу

Да, даже если у вашего ребёнка СДВГ и вам кажется, что он как обезьянка, на деле выходит, что он так сильно размахивает руками, что совершенно не способен их затормозить, - и это означает, что он тоже недостаточно владеет своим телом. Это все неуклюжие, тихие и робкие дети, падающие на ровном месте и предпочитающие сидеть в уголке в безопасности. Здоровый нормотипичный ребёнок с радостью полезет на паутинку на детской площадке и играет в салки с другими детьми, и у него, пусть не с первого раза, но всё получается. Трудности его не пугают и высоты он ещё не боится - за него обычно мама переживает больше, чем он сам. Если ваш ребёнок не такой - это повод задуматься.

🔸
Пожилые люди, за исключением тех, кто активно занимается спортом

С возрастом мышцы слабеют, суставы теряют свою подвижность, нервные волокна проводят импульсы медленней, и тело становится менее ловким. В результате диапазон возможных движений уменьшается, а скорость реакции падает - и мы больше не можем справляться с теми ситуациями, которые не представляли трудностей раньше. Добавьте сюда хрупкость костей у пожилых - и мы получаем большое количество травм у людей пред- и пенсионного возраста, которые к тому же плохо лечатся. Однако весь этот риск можно значительно снизить регулярными разнообразными физическими нагрузками - именно поэтому я выше сделала оговорку про тех, кто активно занимается спортом.

🔸
Люди с различными заболеваниями, особенно с повреждениями опорно-двигательного аппарата

С заболеваниями опорно-двигательного аппарата всё понятно - если у человека плохо работают мышцы (как при различных миопатиях, например), или нервные волокна не проводят импульсы (как при боковом амиотрофическом склерозе), или суставы не работают должным образом (артрозы и артриты), то он становится менее ловким автоматически. Но что насчёт других болезней? Как они влияют на уровень владения собственным телом?

При любом заболевании мы слабеем. Мы можем этого даже не замечать, но наш организм выделяет определённую часть энергии на борьбу с болезнью и, соответственно, на всё остальное сил остаётся меньше. Кроме того, в нашем организме всё взаимосвязано, и плохое состояние одного органа неизбежно влияет на нас в целом. Возьмём, например, самое распространённое - простудные заболевания. Они зачастую затрагивают органы дыхательной системы, что ведёт к уменьшению кислорода в крови и, как следствие, снижению способности мышц сокращаться с нужной силой. Эти изменения могут быть очень маленькие, но организм привык к другому состоянию, и непривычная разница между здоровым и текущим состоянием ведёт к ошибкам. Ну и в целом, болезнь нас отвлекает. Если мы закашляемся или чихнём на льду, шансы наши упасть значительно возрастут просто потому, что кашель и чихание на мгновение отнимут всё наше внимание, необходимое для того, чтобы удерживаться на скользкой поверхности. И в этот-то момент мы и свалимся. Поэтому для того, чтобы в полной мере владеть собственным телом, мы должны быть здоровыми.

Связанные статьи:
О ловкости

Нейропсихология для всех