У меня психологическое образование. Я ни дня не работала по профессии, но шестилетнее пребывание в университетских стенах развило во мне привычку смотреть на мир глазами психолога. Я закапываюсь в детали, обращаю внимание на нюансы, анализирую, пытаюсь вникнуть в смысл. Мне нравится медленное кино, где отсутствуют спецэффекты и музыка, где основной сюжет разворачивается внутри человека, где обычные, казалось бы, истории людей рассказываются неявно, а так, что нужно вглядываться в лица/эмоции/намерения/изменения, чтобы уловить суть.
На днях я задумалась над тем, что неплохо бы уже дать себе отчёт в том, почему я то и дело на протяжении уже нескольких лет с искренним любованием разглядываю фотографии и видео мусульманок в хиджабах, чем меня вообще привлекает эта тема, почему я снова и снова возвращаюсь к этому и задаюсь вопросом, насколько идея платка применима ко мне. И вот недавно, во время прослушивания курса лекций А.Б. Зубова по исламу, до меня дошло...
Как я усвоила, в ортодоксальном исламе всё несколько проще, чем в христианстве. Есть абсолютно Единый Бог, священное Писание, воспринимаемое верующими как прямая речь Бога, свод мусульманского священного предания (сунна), чёткие положения веры (столпы имана) и религиозной практики (столпы ислама), совокупность обязательных (фард) и запретных (харам) моделей поведения. Если у верующего человека появляется какой-либо вопрос, ответ он ищет, в первую очередь, в Коране. Если там его нет, можно поискать в сунне (состоит из хадисов - рассказов о словах и действиях Мухаммада, которые воспринимаются как образец идеальной благочестивой жизни). Предполагаю, что большинство вопросов может найти свои ответы на этих двух "ступенях".
Если смоделировать ситуацию, в которой верующая мусульманка спрашивает себя, должна ли она носить хиджаб, то она разрешится уже на первой "ступени".
В Коране сказано:
"О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям". (сура 33, аят 59)
Всё. В Коране сказано, значит, Бог так повелевает. Раз Бог этого хочет, надо исполнять. Т.е., вопрос "хочу-не хочу" просто не ставится. Раз об этом сказано в Коране, значит, должна носить хиджаб. Конечно, будет лучше, если девушка или женщина сама захочет укрыться посредством платка, если это станет её искренним желанием, но и, если без желания будет следовать этому предписанию, Бог будет ею доволен, потому что она посредством хиджаба проявит свою покорность Его воле. А довольство Бога увеличивает вероятность попадания в джаннат (райский сад для праведников).
В Новом Завете, казалось бы, тоже есть слова о том, что неплохо бы женщине покрывать голову:
"И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается". (1 Кор. 11:5-6)
Мы знаем, что это говорит апостол, а не Бог, и говорит он это, скажем, в качестве рекомендации и пищи для размышления. Далее по тексту следует:
"Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?" (1 Кор. 11:13).
Рассудите сами, говорит. Подумайте и рассудите. Это не повеление, не предписание, не закон, не прямая речь Бога, не воля Его. Это рекомендация апостола о ношении покрывала женщиной на время молитвы. Всё.
Если бы Христос в Евангелии говорил нечто подобное тому, что говорит о хиджабе Аллах в Коране, наверняка многие христианки хотя бы чаще задумывались о необходимости ношения платка. Но нет в Евангелии таких слов. Ничего такого Христос не упоминает. Он говорит, что Царство Небесное внутри нас. Что есть одна заповедь - любовь. Что Он и Бог - это одно, и, если человек вкушает Его Плоть, он становится одно с Богом. Что единство Бога и человека начинается на земле и уходит в вечность. Никаких подробностей в виде платков мы не имеем. Как достичь богообщения и богоподобия, каждый понимает и решает сам. Нужно ли ему вообще богообщение и богоподобие, тоже решает сам, как абсолютно свободное существо. И носить или не носить платок женщине, каждая тоже свободно решает самостоятельно.
В исламе проще. Если так-то и так-то говорит Коран, то этим вопрос и решается. Кто будет спорить с Богом? Ортодоксальный мусульманин не посмеет. А у христиан свобода воли - как хочешь, так и живи. Конечно, пожинай последствия, но тебя никто не ограничивает, даже Бог. Он уступает твоему праву вести себя как ты хочешь. И каждый твой выбор для Него - это неизвестность. И осознание этого несёт тревогу.
"Сколько свободы на хрупких плечах?" (песня "Чистая вода" группы Инкогнито)
Слишком много свободы. Слишком тяготит отсутствие правил/предписаний/законов. И я ловлю себя на том, что ислам мне в этом смысле импонирует. Не мучайся размышлениями, не думай, как правильно, как нужно - Бог уже всё определил и всё сказал. Бери и делай, как говорится. Просто же...
Да. Но и смысл другой. В исламе человек всегда находится ПЕРЕД Богом. В христианстве же человек призывается к пребыванию В Боге. Это просто нужно как-то мысленно объять. Как - уже другой вопрос, жутко сложный.
Тотальная свобода в общении с Богом имеет две стороны.
Одна - по эту сторону - ты можешь делать то, что считаешь нужным/полезным, и не делать того, что считаешь ненужным/вредным. Ты можешь выстраивать отношения с Богом по индивидуальным лекалам.
Вторая - по ту сторону - Бог может вести Себя так, как Он считает нужным/полезным. Или не вести. Вообще, по ёмкому выражению моего знакомого религиоведа:
"Христианство - это звенящая тишина молчания Бога, Который и так уже всё для нас сделал".
И даже это молчание каждый может понимать по-разному.
Так что, не существует "христианской сунны". Да, конечно, есть традиции, святоотеческая литература, многочисленный опыт самых разных людей - всё, что именуется Преданием Церкви. Но это не Закон. Можно этим пользоваться, можно нет. Всё на усмотрение самого человека.