1K подписчиков

Белая магия невидимого

О спектакле «Человек летающий» Российского академического молодежного театра. Премьера 26 апреля 2024

О спектакле «Человек летающий» Российского академического молодежного театра. Премьера 26 апреля 2024 Это — там… Дж. Свифт Александр Грин вошел в мой читательский мир, когда мне было одиннадцать лет.

Это — там…

Дж. Свифт

Александр Грин вошел в мой читательский мир, когда мне было одиннадцать лет. Простота и беспричинное детское счастье пошатнулись, пришло время поисков усложненной гармонии и особенного света, который бы никогда не гас в темноте. Источником такого света стал Грин с его хрустальной, незамутненной чистотой, отважно вступающей в бой с нечистью завоевывающей этот мир с завидным успехом. Его литературный мир не был сладким и безопасным, но был озарен сиянием огромной силы, ради которой хотелось жить.

Спектакль переносит нас в такой мир: странный, пугающий, чистый и светлый, болезненно хрупкий, падающий в реальность яркими отзвуками чистых цветов, правдивых и невыразимо прекрасных. Чисто театральными средствами, без дорогих ухищрений и технологических костылей, актеры создают мир, который создал Грин, и в который поверили люди.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Этот мир построен на цветах и звуках не меньше, чем на репликах и действии. Театральный свет превращается в живого героя, вспыхивая яркой волной, творящей на маленькой сцене Белой комнаты РАМТа настоящие чудеса. Выражая в свете то, что трудно выразить словом, создатели удивительного спектакля добиваются особой выразительности и необыкновенной точности. Спектакль звучит на высокой поэтической ноте, открывающей свет невидимых миров, открытых писателем. Недаром у Грина много феерий — там, где слова бессильны, вступают зримые образы и световые предчувствия. Белая магия Белой комнаты всесильна, ибо в ней рождается и умирает цвет, так необходимый писателю.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Звук тоже играет в Белой комнате свою важную роль. То есть много ролей. Помимо музыки, часто и настойчиво звенят ложечки в стаканах с чаем и — как противовес и диссонанс — резкие, нестерпимые милицейские свистки. Обрывающие, осуждающие, запрещающие. Вся эта звуковая симфония рождает особый мир, вступающий в особое взаимодействие с тканью сценического действия.

Спектакль, созданный по воспоминаниям и письмам современников и текстам самого Грина, захватывает необычайностью происходящего. Именно в этой необычайности раскрывается сам Александр Грин. Автор инсценировки и режиссер Екатерина Гранитова создала вдохновенную фантазию по мотивам жизни художника и его произведениям, открывающую нам, сегодняшним, высоту Человека летающего, дерзнувшего мысленно оторваться от земли. И чем ниже и приземленнее были обстоятельства его жизни, тем выше взлетал его творческий гений.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Пожалуй, самая большая удача — сцена из «Крысолова», гениально воссоздающая отвратительный крысиный мир — апофеоз омерзительных оборотней, безжалостных убийц и кровавых троллей. Вслед за Гофманом, Гоголем и Булгаковым, Грин конструирует особое духовное пространство, где духи зла предстают в настоящем свете. Изломанная музыка С. Курехина, белый обманный луч, в котором крыса-оборотень поет и зовет героя, летучие тени, отбрасываемые бегущими крысами, создают образ большой силы и выразительности — огромная удача, по силе воздействия не уступающая литературному первоисточнику.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

В спектакле есть свет и любовь, которые были в жизни Грина. Почтительный оммаж «Алым парусам» тонко и деликатно выполнен в алой юбке Нины Грин, словно сшитой из мечты Ассоль. Алая юбка, сияющая оттенками радости в играющем свете софитов, - абсолютная удача художника Сергея Тимонина. Вероятно, таким, или почти таким, был первозданный цвет, описанный в знаменитой феерии:

«Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени — ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения».

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Необходимо отметить превосходные актерские работы Александра Гришина (Грин и его герои) и Дарьи Семеновой (жены Грина и его героини). Возвышенная отрешенность и трогательная неловкость писателя, трагический диссонанс с реальностью, будь она до- или постреволюционная, выполнены Александром Гришиным с полным, безоглядным погружением в странный образ мечтателя, живущего по своим законам.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Дарья Семенова создает на сцене целую вереницу образов тонких, страдающих женщин, очень разных: изысканно-книжных, прилежно-хозяйственных, царственно-снисходительных, самоотверженных — актриса столь широкого диапазана, что, кажется, нет образа, в который она не могла с легкостью перевоплотиться.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Актеры не просто играют отрепетированный материал. Обладая мощной творческой энергией и необъятной фантазией, они живут в своих героях, много, легко импровизируют с залом, так просто и естественно, словно все происходит не на сцене, а со всеми нами, обитателями таинственной Белой комнаты, где живут чудеса.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Актеры внутренне ироничны, их герои вызывают смех, но не ради развлечения почтеннейшей публики. Персонажи трогательно смешны, как люди, отважно пытающиеся быть самими собой. Не понравиться или вписаться в приличия, а прожить в Белой комнате жизнь гофмановско-гриновских персонажей, подобно Дон-Кихоту (который не зря возникает в начале первого действия), трагически не вписывающихся в обычную жизнь. Это смех любви и понимания, особой нежности, какую мы испытываем к маленьким детям, не умеющим по-взрослому жить. Детям, отчаянно не вписывающимся в циничную жизнь, к которой мы давно привыкли. Детям, чье Царствие не от мира сего. От совсем другого мира, куда широко и светло открывают дверь те, кто видит и чувствует его реальность...