Почему на этот раз занятия с тяжелыми детьми не устроили начальство

916 прочитали

Каждый педагог, работающий с детьми с особенностями развития, понимает, что даже обычное индивидуальное занятие с ребенком требует огромных затрат ресурсов, железных нервов, неимоверной выдержки и терпения.

Очень понимаю воспитателей, которые жалуются на то, как у них, в обычных группах обычных детских садов правят бал ребятки особенные, с тяжелыми психическими отклонениями и поведенческими нарушениями.

Даже если такой ребенок в группе всего один, все равно жизнь, уклад, правила и общая атмосфера в группе полностью искажаются: воспитательнице приходится уделять максимум внимания "особёнку", но при этом еще и не забывать, что у нее еще 15-30 детей, которые тоже не умеют отвечать за свои действия.

А если таких "необычных" детишек в группе не один-два, а гораздо больше? Так вообще туши свет… Или убегай из профессии, дабы сохранить здоровье (и психическое, и, разумеется, физическое, ведь некоторые ребятки, несмотря на нежный возраст, очень сильные и резкие).

И пусть кто-то произнесет затертое мозольное выражение "знали куда шли"… нет, неверно! Они шли работать не укротителями, а обычными воспитателями, в обычную группу, к обычным детям! И к обычным правилам и режимам, при которых пятилетние дети - не в памперсах, а четырехлетние - не ходят с соской во рту (если ее убрать, то "сирена" будет звучать в течение всего рабочего дня, да-да, и в тихий час тоже). Но… раз уж так вышло, дальше уже выбор делает воспитатель.

Но, видимо, такой "веселый" состав ребятишек в группах садов уже давным-давно стал нормой и ни у кого не вызывает удивления.

А у нас - еще веселее…

В нашем спецучреждении для детей с особенностями развития - почти ВСЕ детки такие! Есть ребята чуть легче (хотя бы обращенную речь понимающие), есть - посложнее, есть - совсем тяжелые и даже буйные и неуправляемые… такие, что порой с ребенком не может сладить даже собственная мамочка, которая здесь же, в нашем стационаре лежит вместе с ребенком как сопровождающий родственник.

Но, заметим, воспитатели наши - тоже совсем обычные, которые тоже не учились на укротителей. И мы (кружковые педагоги) - такие же обычные мирные учительницы.

А как же специальное образование?

Но ведь... не могут в учреждении работать только дефектологи! Есть же и другие сотрудники, которые и не должны вовсе быть дефектологами и олигофренопедагогами по диплому! Да-да, так уж вышло, что за всё время существования учреждения (а это около 30 лет) таких правил не было!

Но...

Кто-то требует "специально обученных"? Ну да, ну да! Да пожалуйста! У нас у всех есть кипы сертификатов, свидетельств и даже дипломов "о психолого-педагогическом сопровождении реабилитационного процесса", "о различных методиках работы с такими-то и такими-то нозологиями", и т.д. и т.п.

Да помню я прекрасно все эти курсы! Гольная теория по бумажкам и ни одного живого демонстративного занятия от "экспертов".

Точнее, показывали много раз видюшки, но там сидели обычные, говорящие дети, серьезно! Будто бы просто отсняли фрагмент занятия с кучкой обычных ребят и типа "продемонстрировали": вот, смотрите, как надо! Но даже представить себе невозможно то же самое занятие из ролика с НАШИМИ воспитанниками!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Вот хоть бы один тот "лектор" пришел и провел бы такое же занятие хотя бы с тремя ребятками из нашего стационара… хаааа!

Светящуюся панельку они нам демонстрируют, с висящими сверкающими "спагеттинками", которые переливаются разноцветными фонариками? Да НАШ ребенок - в первую же минуту занятия все ваши спагеттинки повыдергивает! Или сжуёт.

Поглаживание ручек с давлением на ладошки? Да попробуйте НАШЕМУ даже протянуть свою руку - он ее и цапнет, и погрызет, вы вдохнуть не успеете.

Ах, разные модные методики мягкой дрессировочки с начинкой из "прикладного анализа поведения"? Ну, простите, такие курсы государственное учреждение не оплачивает. А любой педагог едва ли сможет выучиться "от себя для себя", за свой счет. Слишком накладно, да и при такой зарплате - овчинка выделки не стоит, за годы работы не отобьешь вложенные средства. А те же курсы на те же темы, что предлагает учреждение и его партнеры (т.е. снова теория) - это не обучение, а "потемкинские деревни"!

Ах, да, вооот!

Несколько наших сотрудниц когда-то обучались на очень добротных и длительных курсах по АВА. Кому-то - муж оплатил, кому-то - родители, а одной моей хорошей знакомой (логопеду) - богатый друг-"сокроватник". И, верите ли, сейчас НИКТО не работает ни в учреждении, ни по специальности, ни вообще в детской сфере.

Для одной - муж открыл цветочный магазинчик, у другой - муж "на вахты" ездит, а она сама подрабатывает на дому (поделки продает, которые охотно покупают родители для конкурсов). Еще одна (между прочим, шикарный детский психолог была!) - ушла в соцработники, теперь к бабушкам по домам ходит. А та самая моя знакомая логопед - ушла "в ногти"… и очень этому рада! Так и говорит:

- Какая же я дурочка была, что не сделала этого раньше!

Ну, вот так как-то…

И теперь представим, что на каком-нибудь развивающем занятии находится сразу 5, а то и 10 "очень особенных" ребятишек!

Первый - запрыгивает с ногами на парту и сбрасывает реквизит для занятий, второй - лезет на учительский стол, рвет поурочный план (бумажный) и начинает его жевать, третий - никуда не бежит, но зато беспрестанно орёт и визжит, четвертый - забирается на подоконник и начинает что есть мОчи колотить оконное стекло (и головой тоже), предварительно сбросив рисунки, которые сушились на этом подоконнике, ну а пятый - гоняется на четвереньках по кабинету, пытаясь укусить педагога за ногу. Уааааа!

А педагог - одна-одинешенька в этой "клетке с тиграми"! Что она сделает, даже будь она трижды-пятижды "образованной по последней моде"?! Если еще и учитывать, что физически воздействовать на деток - нельзя, кричать на них - нельзя, свистком пользоваться - нельзя, подуть и побрызгать - тоже нельзя… да что там, если даже за "тихий стульчик" педагогам прилетает! Да и не работает тихий стульчик в случаях с детишками, которые даже своего имени не знают!

И как там по инструкции: "можно только уговаривать". Только словами и очень нежно…

А на деле что получается? Да хаос получается! И какой толк каждому ребенку от этого группового занятия? Да ровным счетом "пшик"! И минус миска нервных клеток учителя.

И это не преувеличение!

Да, именно так проходил у меня один из предпраздничных рабочих дней!

Сверху спустилась указявка, что до праздничных выходных все-все-все детки, находящиеся в стационаре, должны получить дополнительную услугу от каждого педагога (и логопеда, и дефектолога, и психолога, и каждого кружкового педагога). Вне зависимости от возраста, умений и… цифр в карте!! Да-да, а то жалобы будут (занятий мало, компенсируйте нам за выходные, и т.п.).

А так как самих дней очень мало, поэтому начальство велело брать детей на занятия "оптом", группёхами, кучами, горстями, без оглядки на диагнозы. И заниматься с ними любой ерундой, лишь бы чем-то занять. Главное, чтобы ни один не остался без "палочки" в журнале.

"Вот ужас-то!" - подумала бы я, если бы сама оказалась на месте родителя кого-нибудь из этих детей.

Но, т.к. мы - из другого "лагеря", поэтому, извините, будем следовать инструкции.

И вот…

В этот день сразу 6 таких "групповых" занятий подряд! И после обеда - еще 3! И почти все занятия проходят именно по тому "сценарию", что я выше описала (со столами и подоконниками).

Одна только группа "нормальная" была! И поделочку сделали, и поиграли… Но это были ребятки из дневного отделения (обычные, садиковые, всего лишь "речевики", и то, двое из них - дети сотрудников). Да, на них, конечно, немножко отдохнула и перевела дух…

Но остальные...

Какие поделки?! Какие "коллективные игры на взаимодействие" (начальство предлагало)?!

В общем… приготовила я заранее "на растерзание" самые добротные, небьющиеся предметы без острых углов и торчащих элементов: шарики из надувного бассейна, гладкие полые пластмассовые кубики с закругленными углами, модули из поролона, обшитые клеенкой, дерматиновые мешочки с песком (как на ФТО дают)…

А перед рабочим днем убрала с полок всё мелкое, сыпучее и хрупкое. Затолкала подальше в шкаф и придвинула к нему парту, чтобы дверцы не открывались. А остальные парты - сдвинула в один большой стол и накрыла клеенкой. Ну и поставила туда все имеющиеся у меня "безопасные игрушки".

Надо сказать, в каждой такой "тигровой" группе, пара-тройка ребят всё же интересовались предметами на столе: трогали, нюхали, облизывали. Некоторые - стучали ими по столу, по полу или по стене. Многие - озвучивали всё это "действо" криками, визгами, рыком, воем или сиреной скорой помощи, в общем кто во что горазд…

Один такой "урок". Потом - второй, третий… Нет, на втором уже хотелось разубедить себя в том, что я - культурный человек, а главное - непьющий!

Но нельзя, нельзяаааа, рабочий день ведь продолжается!

И вот так, урок за уроком, то плачу, то смеюсь, то трясусь, то сама сиреной вою (разумеется, по-доброму).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Все предметы, которые были на столе, уже лежат где придется: на полу, на подоконнике, в штанах у мальчика Тёмы или на голове у девочки Василисы. Половина предметов - под столом. Там же - тапки мальчика Максима, заколка девочки Даши и… шорты мальчика Сережи (??).

А моя задача (по инструкции умолявшей и извинившейся заранее заведующей) - просто бегать вокруг ребят и следить, чтобы они "ни сами не ушиблись, ни друг друга не ушибли". Ну и "не покусались"…

Вот… уже… рабочий день почти к концу подходит… Аааа! Вот… уже… с последнего занятия, наконец, воспитатель забирает народ и уводит в стационар! Ну неужто можно плюхнуться и посидеть в тишине! О, тишина, да-да, я так по тебе соскучилась!

Заходит ЗамЗама!

Йооопшц! Ну ЕЙ-то какого лихаря здесь надо?!

Аааа, так она ходила с дозором, чтобы проверять, а точно ли педагоги исполняют предписания и "обслуживают группы"… Но ко МНЕ-то какие претензии, она же прекрасно видела, что группу вывели именно из МОЕГО кабинета!

А претензии - еееесть!

Зайдя в кабинет, она, даже не поздоровавшись, сразу напустилась:

- Так, а почему такой бардак в кабинете?! Это же ваше рабочее место! Рабочее место - это лицо сотрудника!

Вот и как доказать человеку, что существовать может лишь одно из двух: либо чистый кабинет, но без присутствия в нем детей, либо занятия в режиме нон-стоп, но бардак?

В общем, мадам все равно недовольна, вооот!

Зато родители были очень довольны! И это радует!

Тогда, дорогие читатели, давайте порадуемся чему-нибудь вместе!

А я порадуюсь каждому Вашему визиту, доброму лайку и новой подписке