1,1K подписчиков

Образ Купидона в искусстве: как Бог любви вдохновлял художников на протяжении веков

Благодаря своим милым крылышкам, наконечнику стрелы в форме сердца и ангельской внешности Купидон является культовой и мгновенно узнаваемой фигурой в поп культуре. Хотя сегодня этот персонаж обычно изображается на сентиментальных открытках, романтических подарках и украшениях, его история не ограничивается романтической и праздничной тематикой.

История Купидона уходит корнями в древнюю мифологию и проявляется во многих произведениях искусства древних культур. Эти завораживающие работы, охватывающие несколько периодов и стилей, иллюстрируют постоянно меняющуюся эволюцию Купидона: от одного божества до стаи порхающих херувимов.

КТО ТАКОЙ КУПИДОН?

В римской мифологии Купидон (в греческой Эрос) - бог желания и любви. Он известен своей способностью заставлять богов и смертных влюбляться (или наоборот) прибегая к помощи своих зачарованных стрел.

Хотя его генеалогия варьируется в зависимости от мифа, Купидона чаще всего называют ребенком Афродиты (Венеры в греческой мифологии). Кроме того, как в греческих, так и в римских мифах он женат на Психее, прекрасной богине, ставшей человеком.

ЭВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ

Интерес к образу Купидона особенно заметен в нескольких основных художественных эпохах. Если исследовать их в хронологическом порядке, они дают возможность проследить эволюцию этого образа и его восприятия.

АНТИЧНОСТЬ

Эрос впервые начал фигур кровать в древнегреческом искусстве примерно в 450 году до нашей эры. На этих изображениях Эрос показан стройным подростком с крупными крыльями. Помимо этих знакомых черт, он не обладал другими атрибутами, которые мы привыкли ассоциировать с Купидоном, включая его фирменный лук и стрелы.

"Эрос", ок. 470 г. до н.э. – 450 г. до н.э. (Фото из интернета)
"Эрос", ок. 470 г. до н.э. – 450 г. до н.э. (Фото из интернета)

В эллинистический период - эпоху, известную своими мраморными скульптурами, - Эрос стал изображаться ребенком, отличаясь более полным лицом и пухлым телосложением.

Кроме того, он обзавелся луком и колчаном со стрелами.

Римская копия греческой скульптуры Лисиппа, II век нашей эры (Фото из интернета)
Римская копия греческой скульптуры Лисиппа, II век нашей эры (Фото из интернета)

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В средние века Эрос стал широко известен как Амур. Хотя он продолжал выглядеть как крылатый ребенок, его часто изображали с пропорциями и чертами взрослого человека - подход, который проявляется во многих средневековых изображениях младенцев и детей.

"Миниатюра, бордюр и открытие Трионфи с ослепленным Амуром, стреляющим стрелой с телеги, запряженной белыми лошадьми", деталь, 1490 г. (Фото из интернета)
"Миниатюра, бордюр и открытие Трионфи с ослепленным Амуром, стреляющим стрелой с телеги, запряженной белыми лошадьми", деталь, 1490 г. (Фото из интернета)

РЕНЕССАНС

Во время возобновившегося интереса к гуманизму классического искусства, художники эпохи Возрождения изображали Купидона как реального ребенка. Кульминацией его образа стали изображения в качестве малыша и даже младенца. Эта характерная черта прослеживается как в работах итальянских художников, так и в произведениях Северного Возрождения.

Рафаэль, "Амур, жалующийся Венере", 1525 г. (Фото из интернета)
Рафаэль, "Амур, жалующийся Венере", 1525 г. (Фото из интернета)

В эпоху итальянского Возрождения многие художники начали использовать в композиции несколько Купидонов. Первоначально известные как аморини, эти персонажи в конечном итоге превратились в путти, детей-херувимов, встречающихся во многих мифологических и даже библейских сценах того периода.

Рафаэль, "Путешествие Галатеи", 1511 г. (Фото из интернета)
Рафаэль, "Путешествие Галатеи", 1511 г. (Фото из интернета)

БАРОККО

В период барокко художники, вдохновленные мифологией, продолжали изображать нескольких Купидонов в своих композициях. Однако, в отличие от аморини и путти эпохи Возрождения, фигуры, написанные художниками эпохи барокко, кажутся игривыми, подчеркивая их юность и преуменьшая божественную роль и силу Купидона.

Питер Пауль Рубенс, "Пир Венеры", фрагмент, ок. 1636-1637гг (Фото из интернета)
Питер Пауль Рубенс, "Пир Венеры", фрагмент, ок. 1636-1637гг (Фото из интернета)

РОКОКО

Художники рококо также использовали изображения нескольких Амуров. Это особенно заметно в картинах Франсуа Буше, французского художника, который включал группы купидонов в большинство своих произведений.

Франсуа Буше, "Туалет Венеры", 1751 г (Фото из интернета)
Франсуа Буше, "Туалет Венеры", 1751 г (Фото из интернета)

НЕОКЛАССИЦИЗМ

Такая иконография оставалась популярной и на протяжении всего периода неоклассицизма, движения, вдохновленного чувством баланса художников-классиков и сосредоточением внимания на человеческой фигуре. Однако после художники отказались от такого подхода к изображению Амура, отдав предпочтение более авангардным интерпретациям.

Вильям-Адольф Бугро, "Рождение Венеры", 1879 г. (Фото из интернета)
Вильям-Адольф Бугро, "Рождение Венеры", 1879 г. (Фото из интернета)

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Постимпрессионизм (раннее современное художественное движение) способствовал новому подходу к искусству, представленному импрессионистами. Однако художники-постимпрессионисты находили вдохновение не в классическом искусстве и мифологии, а в повседневной жизни. Этот подход прослеживается в "Натюрморте Сезанна с гипсовым Амуром". Хотя в этой картине действительно присутствует классический сюжет, он представлен как повседневный объект - интерпретация, отражающая авангардный подход современных художников к истории искусства.

Поль Сезанн, "Натюрморт с гипсовым амуром", 1890-е. (Фото из интернета)
Поль Сезанн, "Натюрморт с гипсовым амуром", 1890-е. (Фото из интернета)

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Художник-экспрессионист Эдвард Мунк опирался на современный подход постимпрессионистов к традиционной иконографии. Известный своими меланхоличными и угрюмыми картинами, Мунк был движим эмоциями, о чем свидетельствует его поразительный взгляд на "Купидона и Психею". Работа в темной цветовой палитре и с мрачными фигурами противоречит всему, что традиционно ассоциируется с Купидоном.

Эдвард Мунк, "Амур и Психея", 1907 г. (Фото из интернета)
Эдвард Мунк, "Амур и Психея", 1907 г. (Фото из интернета)

СЮРРЕАЛИЗМ

Учитывая интерес сюрреалистов к сказочным сюжетам, неудивительно, что Сальвадор Дали экспериментировал с мифологическими темами. В "Венере с амурами" он переосмысливает зародившуюся в эпоху Возрождения тенденцию включения нескольких купидонов в одну сцену.

Сальвадор Дали, "Венера с амурами", 1925 год. (Фото из интернета)
Сальвадор Дали, "Венера с амурами", 1925 год. (Фото из интернета)

Пабло Пикассо также использовал мотив Купидона в своей работе "Мушкетер и Амур". На картине, выполненной в сюрреалистическом стиле художника, Купидон изображен как неоднозначная фигура, узнаваемая только благодаря стреле в его руке и абстрактным формам, напоминающим крылья.

Пабло Пикассо, "Мушкетер и Амур", 1969 г. (Фото из интернета)
Пабло Пикассо, "Мушкетер и Амур", 1969 г. (Фото из интернета)

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Образ Амура остается актуальным в современном искусстве, поскольку современные художники продолжают творчески интерпритировать известную фигуру. "Пядь Купидона", уличная скульптура, созданная дуэтом поп-арта Класом Ольденбургом и Кузье ван Брюггеном, иллюстрирует этот интерес к принятию и адаптации образа Купидона, минимизируя фигуру до того, что изображение трансформировалось в его самые узнаваемые элементы: изогнутый лук с единственной красной стрелой.

Благодаря своим милым крылышкам, наконечнику стрелы в форме сердца и ангельской внешности Купидон является культовой и мгновенно узнаваемой фигурой в поп культуре.-13

Все эти творения, вдохновленные херувимами, охватывающие движения, стили и даже столетия, доказывают, что Амур и искусство всегда были идеальной парой.