Найти в Дзене
Искра Кунгур Сайт

«Царь-рыба». Писатель Виктор Астафьев: «Природа еще вам покажет за ваше варварство»

«Переменилась моя родная Сибирь.
Всё течёт, всё изменяется, - свидетельствует седая мудрость.
Так было. Так есть. Так будет. Так зачем же я маюсь…» Виктор Астафьев 1 мая 1999 года широко отмечался 75-летний юбилей писателя. На встрече с журналистами в литературном музее, он вспомнил о далёкой фронтовой молодости, отметил, что самый трудный был первомайский праздник 1944 года, когда ему исполнилось 20 лет, а он даже и не вспомнил: «Не до того было! Украина, фронт, немцы отступают, и вдруг - метель!» Всё это надо видеть! 1 мая 2024 г. Россия будет отмечать 100-летие со дня рождения писателя. В. Астафьев - зеркало русского народа. К Пермскому краю это относится напрямую - он наш уральский земляк. 18 лет прожила семья в Чусовом. 6 лет - в Перми. В 1997 году он был у нас в Кунгуре. - Самая трудная доля при прохождении к читателю выпала «Царь-рыбе». Редактировали, уродовали её несколько раз. И мне на «ушко» было сказано, что будет она напечатана лет через двести. Так-то вот довели меня до по
В. Астафьев. Писатель. Гражданин. Человек. Личность
В. Астафьев. Писатель. Гражданин. Человек. Личность

«Переменилась моя родная Сибирь.
Всё течёт, всё изменяется, - свидетельствует седая мудрость.
Так было. Так есть. Так будет. Так зачем же я маюсь…»

Виктор Астафьев

1 мая 1999 года широко отмечался 75-летний юбилей писателя. На встрече с журналистами в литературном музее, он вспомнил о далёкой фронтовой молодости, отметил, что самый трудный был первомайский праздник 1944 года, когда ему исполнилось 20 лет, а он даже и не вспомнил: «Не до того было! Украина, фронт, немцы отступают, и вдруг - метель!»

Всё это надо видеть!

1 мая 2024 г. Россия будет отмечать 100-летие со дня рождения писателя.

В. Астафьев - зеркало русского народа. К Пермскому краю это относится напрямую - он наш уральский земляк. 18 лет прожила семья в Чусовом. 6 лет - в Перми. В 1997 году он был у нас в Кунгуре.

- Самая трудная доля при прохождении к читателю выпала «Царь-рыбе». Редактировали, уродовали её несколько раз. И мне на «ушко» было сказано, что будет она напечатана лет через двести. Так-то вот довели меня до полной прострации, и я, махнув рукой, пошёл ложиться в больницу. «Делайте что хотите, чтоб вам сегодня же всем сдохнуть!» В редакции только того и ждали - дождались».

Последующая судьба «Царь-рыбы» была более счастливой.

В России, в республиках Союза, за рубежом она выдержала более ста изданий. По ней снят художественный фильм. В октябре 1978 г. писателю Виктору Петровичу Астафьеву присуждена Государственная премия СССР в области литературы и искусства за книгу «Царь-рыба».

СОПРИЧАСТНЫЙ ВСЕМУ ЖИВОМУ

Творчество В. Астафьева - явление замечательное, он счастливый традиционный художник в самом высоком смысле. Как прекрасен яркий образно-народный язык его прозы. Даже поэтический - с волнующим лиризмом повествования. Настоящее волшебство русского языка.

Подарок природы городу. Я с опаской поднялась на гору Ермак
Подарок природы городу. Я с опаской поднялась на гору Ермак

«Последний поклон» и «Царь-рыба» - две лучшие его книги. Любимый его жанр - повествование в рассказах, писать их было радостно. В них он ведёт повествование от первого лица - его главный лирический герой часто очень похож на самого автора.

Основные герои экоповести «Царь-рыба» - Человек и Природа, взаимодействие которых осмысленно в их гармонии и противоречии. Автор дал потрясающий символический образ, когда человек («царь природы») и царь-рыба (огромный осётр) оказались на одном крючке.

Да, это лирическая социально-нравственная проповедь автора. Это беспокойство художника за сохранность живой природы.

Он убеждён - человек должен, обязан жить с природой в мире, и он занят поиском причин их конфликта в современных взаимоотношениях. Отсюда и его ненависть к «чужим людям» и нарушителям законов, хищникам, сознательно занимающихся ёё ограблением. Он озабочен бережным использованием природных ресурсов, переменой водного баланса рек со строительство ГЭС, сплавом леса.

НЕЗАВИДНАЯ, РИСКОВАЯ ДОЛЯ БРАКОНЬЕРА

«Игнатьича в посёлке, единодушно называли механиком. Любому приходил на помощь. Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех. Дивно брал стерлядей. При делёжке добычи не крохоборничал. И тронуло суеверные души чалдонов подозрение: «Слово знает!»

Памятник «Царь-рыба» на утёсе. На страницах открытой книги памятника написаны и легко читаются слова эпиграфа статьи, ими писатель закончил всю книгу. Август 2023 года
Памятник «Царь-рыба» на утёсе. На страницах открытой книги памятника написаны и легко читаются слова эпиграфа статьи, ими писатель закончил всю книгу. Август 2023 года

В большинстве же браконьеры - народ по-сибирски широкий, от ночной жизни жестокий и увёртливый, по повадкам волчий. Зато и страдание и возмездие метит их немалое.

С двух первых самоловов Игнатьич снял штук семьдесят стерлядей. К третьему лучшему концу попал затемно. Приподняв самолов сразу почувствовал: на нём крупная рыбина. Как такую вывести? Чем выше поднимал, тем грузнее она делалась. И весь он в эту работу ушёл, азартом захвачен, устремления его - взять рыбу и только. Началась борьба. Не зазевайся рыбак! Угадывался на самолове большой осётр, но уже умаянный. Это ещё оказалась разминка перед жестокой схваткой. Туго натягивая хребтину самолова, рыба пошла не в глубь, вперёд пошла на стрежь, охлёстывая воду и лодку оборвышами коленцев, пробками, удами, ворохом волоча скомканных, умаянных стерлядей, стряживая их с самолова. Игнатьич увидел рыбу у борта лодки и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и форме её тела, перепончатый крылатый хвост - на доисторического ящура походила рыбина. Ну не загадка ли природы?! Течение на стрежи вихревое, рваное. Долгожданная, редкостная рыба вдруг показалась Игнатьичу зловещей.

«Да что же это я?» - поразился рыбак».

«Ни бога, ни чёрта не боюся, одну тёмну силу почитаю… Осётр висел на шести огромных крючках, Игнатьич добавил ему еще пяток - боровина даже не дрогнул от острых уколов. «Сейчас пойдёт!» - похолодел рыбак.

А как потом делить осётра? Чалдонская настырность, самолюбство, жадность, которую он почёл азартом, ломали, корёжили человека, раздирали на части. Не осилить! - остепенял он себя. Но царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову. Игнатьич вздрогнул - больно уж много всякой всячины наслушался он про царь-рыбу, хотел её, богоданную, сказочную, конечно, увидеть и изловить, но и робел.

Дедушко говаривал: лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её. Нет! Надо брать за жабры осетрину, и весь разговор! Мало ли чего плели ранешные люди, знахари всякие и дед тот же - жили в лесу, молились колесу… Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу… Он взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодку. Но рыба вертанулась, громыхнула в воду, чем-то ударило рыбака по голове… Он вываливается ночью за борт следом за осетром, и осётр рвёт тело рыбака крючьями, обматывает его самоловом, и нет надежды выжить человеку. Он от веку рыбак - не справился… Но был ловец сильным мужиком, рыба выдохшейся, замученной, и он сумел подтянуться к лодке, схватился за борт. Дальше не пускало - в ноги воткнулось ещё несколько уд спутанного самолова. Очуманелая рыба запутывалась в сети, садила в себя крючок за крючком. «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» - слабо, без надежды взмолился ловец. Икон дома не держал, в бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался. И зря.

Рыба унялась, навалилась на борт лодки - всё живое к чему-нибудь да жмётся! Ослепшая от удара, отупевшая от ран - острием носа уткнулась в тёплый бок человеку. И рыба и человек слабели, истекали кровью. Так зачем же, зачем перекрестились их пути? Реки царьи всей природы царь - на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть. Сейчас он обессилиет, окоченеет, отпустится рука от борта лодки… «Не хочу! И из-за неё, этакой гады забылся в человеке человек!» Жадность его обуяла! «Да я уже умираю!» - очнулся Игнатьич.

Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи. Перебирает он напоследок миновавшую жизнь и не находит успокоения. Бесследно никакое злодейство не проходит, всё переходит в стыд, в муку. «Глаша…а я хвастался…»

У райских врат стучаться бесполезно… Но не зря сказывается: женщина - тварь божья, за неё и суд и кара особые. До него же, до бога, без молитвы не дойдёшь. Вот и прими заслуженную кару. Прощения, пощады ждёшь? От кого? Природа, она брат, тоже женского рода! Значит, всякому своё, а богу - богово! «Гла-а-аша-а, прости-и-и-и», - не владея ртом засипел он… и попробовал разжать пальцы, но руки свело, сцепило судорогой… Ни о чём он больше не думал. Он утишался в себе самом, и переходил в мир иной.

Напористый уверенный звон из тьмы пробудил сознание, человек напрягся, открыл глаза - по реке звучал его любимый нежный звон мотора «Вихрь». Жизнь завладела им, пробуждала мысль - и он приказал себе ждать брата. Большая волна от пролетевшей лодки качнула посудину, ударила о железо рыбу, и она, отдохнувшая, неожиданно вздыбила себя. Удар. Рывок. Нащупала струю. Ещё и ещё била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изодрав своё тело в клочья, унося в нём десятки смертельных уд. Яростная, но не укрощённая, она грохнулась где-то уже в невидимости, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу. Ловцу сделалось легче…»

ТРУД И - ТАЛАНТ ОТ БОГА ДАННЫЙ

Книга «Царь-рыба» считается вершинным произведением В. Астафьева. Это праздник жизни. В ней он вославил свою родину, свою Сибирь.

Родовое село Овсянка, вид со смотровой площадки, р. Енисей
Родовое село Овсянка, вид со смотровой площадки, р. Енисей

Да, жизненный путь В. Астафьева от беспризорника до вершин мировой славы феноменален. Он выбрал дорогу самую трудную и одолел её. Сколько всего вмещала в себя жадная до людей его душа.

Все книги В. Астафьева - о коллективной жизни как единственно возможной и разумной. Он утверждает жизнь «на миру». Русский человек - он наследственно коллективный. Он живёт благодарной народной памятью, фактами национальной истории, биографией поколений, корневой чистотой, светом надежды. Именно в коллективной природе таятся несметные силы, необходимые для жизни человека, так как человек - часть органической природы.

Чем же так «зацепила» «Царь-рыба» читателей? В этой книге автор говорит о очень важном - о связи русской природы и национального самосознания, ибо они соединены нерасторжимо.

Ответственность - вот призыв этой книги. Ответственность - понятие сродни совести. Автор понял, что бесполезно взывать к разуму и сердцу человека. Люди настолько очерствели и разболтались, что ему приходится говорить «о законе возмездия». Автор предупреждает: «что природа ещё вам покажем за ваше варварство». Повесть «Царь-рыба» войдёт в учебники по экологии и охране природы.

Любовь Овчинникова
Фото из личного архива автора

Газета «Искра» № 46 (17136) от 27.04.2024 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru