Василий сидел в своём кабинете и с плохо скрываемым волнением наводил красоту на рабочем столе. Несколько лет он отдал фирме “Судьба в твоих руках”, проработав в ней на должности психолога. В основном работа шла размеренно, но случались и эксцессы.
За “грубое отношение”, как отзывались о его методе терапии клиенты, Василия несколько раз чуть ли не увольняли, но он доказывал свою профпригодность делом.
Но время шло, хотелось независимости и самоутверждения, и Василий, подсобрав денежные средства, открыл свой частный кабинет. Приятные хлопоты, заключающиеся в покупке мебели и декоративных элементов, закончились, и предприимчивый психолог застыл в ожидании клиентов.
Но никто не звонил и не жаждал записаться на консультацию с целью излить душу, поэтому волнение в Василии нарастало. Он уже по пятому кругу переставлял, протирал и поправлял, занимая руки и голову делом.
Наконец, Василий услышал шаги на крыльце и, желая произвести хорошее впечатление, принял в кресле уверенную позу, сложив пальцы в треугольник власти.
В дверь постучали, и психолог пригласил зайти.
На пороге стояла женщина лет сорока пяти, одетая в юбочный костюм и с шляпкой на голове. С неё струйками стекала вода, формируя на полу небольшие лужицы.
- Вы - Щукин? - спросила дама.
Вот так, не Василия Леонидовича ищет, а Щукина.
- Я. Вы проконсультироваться хотите?
- Как сказать, - издалека начала излагать проблему женщина.
Она села в кресло напротив, аккуратно поставив сумку рядом. Несколько секунд дама молчала, видимо, решая, с чего лучше начать разговор.
- Меня зовут Ольга Дмитриевна. У меня есть два сына, которых я очень люблю. Младший женился четыре года назад на прекрасной девушке, они ждут скорого пополнения, - дама искренне улыбнулась своему счастью. Но улыбка быстро исчезла, и Ольга Дмитриевна продолжила: - А вот старший сын лоботряс.
Она демонстративно покачала головой и хлопнула ладонью о коленку.
- Что значит лоботряс? - уточнил Василий.
- Как что? Ему тридцать четыре года, а он до сих пор холостяк! - удивилась глупому вопросу Ольга Дмитриевна.
- А при чём здесь лоботрясничество? Он не работает?
- Как же, конечно работает.
- А живёт на вашей жилплощади? - продолжал выяснять психолог.
- Нет, на своей. Да вы о чём? У него прекрасное высшее образование, Миша устроился на завод сразу после института. Так и работает там много лет, его ценят и уважают, он при хорошей должности. И квартира уже своя в собственности, ипотеку пару лет назад погасил.
- Тогда я вас не понимаю. Михаила невозможно обозвать лоботрясом, он, скорее, трудоголик, - сделал вывод Василий.
Ольга Дмитриевна глубоко вдохнула, как будто готовилась к глубокому погружению.
- Вот я об этом вам и говорю. Он - лоботряс по части личной жизни. Я его пытаюсь то с одной девушкой свести, то с другой, а он ни в какую не соглашается. Говорит, сам разберётся. А когда он разберётся, уже пенсия не за горами! - эмоционально делилась проблемой озадаченная мать.
- А младшему вы подыскивали жену?
- Да какое там, не успел он толком опериться, уже своё гнездо свил! Вот Мишку бы научил!
- А вы сами как замуж выходили? Вас родители знакомили? - напирал Василий.
- Милый мой, я в девятнадцать уже женой была, чему нас учить, когда мы сами всё умеем!? - дала достойный отпор Ольга Дмитриевна. - А старшего, если не подгонять, можно вообще не женить. Кому он через пятнадцать лет будет нужен?
Василий впал в небольшое замешательство то ли из-за напора дамы, то ли из-за излишнего волнения. Некоторое время он помолчал, выбирая направление разговора, затем снова вошёл в строй.
- А с чего вы взяли, что Михаил планирует в будущем жениться?
Ольга Дмитриевна посмотрела на психолога как на глупого, явно не ожидая от него подобного вопроса.
- Всё женятся, а он что, исключение? - пожала она плечами, произнося прописную истину.
- Не все, - возразил Василий. Дальше он хотел поставить себя в пример, но вовремя сообразил, что таким образом потеряет авторитет. - Вот мой друг тридцати двух лет не женат и не страдает от этого нисколько.
- Да у вас поколение странное, - повертела клиентка рукой около виска. - А я за воспитание сына ручаюсь.
- Хорошо. Даже если он очень хочет жениться, но не может найти избранницу, неужели вы считаете, что он сам не справится?
- У него было в запасе предостаточно времени, чтобы повзрослеть. Но он этого не сделал, - отрезала Ольга Дмитриевна.
- А от меня вы чего ожидаете? - спросил Василий.
- Как чего? Мозги его запутавшиеся распутайте как надо, чтобы он жениться захотел, - произнесла запрос клиентка.
- Послушайте, если приходите на сеанс терапии вы - работаем с вами. А его я здесь не вижу, значит, он не считает свою холостяцкую жизнь проблемой.
- Но я-то считаю! - настаивала Ольга Дмитриевна. - Мне уже младший сын двоих внуков подарил, а старшего я упрашивать должна!?
- Не должны, как и он вам не должен, - спокойно гнул свою линию Василий.
- Я его родила, воспитала, на ноги поставила. А что в итоге? Единственное желание матери игнорирует!
- Вы путаете понятия. То, что вы родили Михаила, воспитали и выпустили в жизнь - это ваша прямая обязанность, которую вы с достоинством выполнили. А его женитьба и отцовство обязанностью не являются, это - его право. А в данном случае вы пытаетесь манипулировать сыном в своих интересах, подавляя его желания, - отчеканил психолог.
- Это я-то манипулирую? Да я о нём же забочусь! Чтобы он, дурак, на бобах не остался! - вскипела клиентка.
- Да-да, даже если вы прикрываетесь заботой, ваш напор ничем не оправдан, - заключил Василий.
- Хам! Тоже мне психолог, все проблемы на мать перевесил и сидит довольный! Спасибо за пустую трату времени!
Ольга Дмитриевна вскочила с кресла и спешно покинула кабинет.
Василий подошёл к окну: дождь прекратился, оставив после себя многочисленные лужи. На душе было тяжело от незадавшегося сеанса. Хоть он и получил оплату, но не смог донести до клиентки свою мысль.
С другой стороны, он, возможно, на время спас Михаила от необоснованных нападок матери.
А главное, Василий разрешает конфликты по совести, а не по оплате, как некоторые его бывшие коллеги. Значит, он всё делает правильно.