Очень часто вожатые, педагоги и простые люди сталкиваются с несамостоятельными детьми. Это происходит везде: в лагере, в школе, самый знакомый всем пример это младшие братья и сестры.
Мы хотим подсказать, как надо и не надо реагировать на это.
Начнем с неудачных примеров решения данной проблемы:
Примеры неправильного решения несамостоятельного поведения ребенка
1. Забить.
”Не умеешь - ну и ладно, я или кто то другой сделает это за тебя.”
2. Не объяснять, но требовать.
”Не умеешь застилать кровать? Это все умеют, иди заправляй ”
3. Начать стыдить ребенка.
”Как это ты не умеешь чистить зубы? Все дети в твоем возрасте умеют чистить зубы, если ты не начнешь их чистить, то от тебя начнет не приятно пахнуть.”
4. Гиперопека
”И не надо это еще уметь, еще маленький!”
5. Приводить в пример других детей.
”Не знаешь кем хочешь стать? А вот твоя подружка с 5 класса знает, что станет врачом. ”
Вероятнее всего, используя такие варианты, чадо так и не научится быть самостоятельным.
А теперь поговорим о том , как надо на это реагировать:
1.Стараемся максимально заполнить всё время ребёнка чем-то полезным, старательно избегаем ситуаций, когда ребёнку станет нечего делать.
"Мы готовимся к мастер-классу, можешь помочь мне собрать для него шишки и собрать цветы?"
2.Просьба
Этот метод переключает внимание ученика с конфронтации на сотрудничество. В просьбе следует объяснить, почему вы обращаетесь именно к нему. Свою просьбу можно «завернуть» в красивую «упаковку», используя свое чувство юмора.
<< Сейчас проходила по коридора и наткнулась на бездыханное тело твоего разобранного рюкзака . На холодном полу он сильно замерз и грустно ожидает возвращения своего хозяина>>.
3. Показывать пример, не ругая и не осуждая ребенка.
"Когда я была маленькая, я тоже не умела заправлять кровать. Пойдем, я помогу и покажу как это сделать."
4. Обнимать.
Объятия помогают восстановить связь между вами.
" Если тебе страшно засыпать, я могу подержать тебя за руку."
Для профилактики несамостоятельного поведения детей можно использовать различные игры, квесты, где так или иначе ребенок берет на себя роль ответственного за других людей.
«Веселый поезд»
Детям надо представить себя работниками железной дороги. Поезд
собирается из стульев, скамеечек, больших коробок. Главные действующие
лица: машинист, проводники, пассажиры, дорожный патруль, повар в
вагоне-ресторане. "Машинист" ведет состав и объявляет названия станций.
"Проводники" проверяют наличие билетов, рассаживают "пассажиров",
разносят чай. "Дорожный патруль" следит за порядком. Каждый ребенок в
пути рассказывает какую-либо веселую историю или исполняет песенку
«МЧС спешит на помощь»
Воспитатель предлагает детям поиграть и представить, что игровой зал -
это центральный пункт МЧС. Здесь работают очень смелые, сильные люди,
которые готовы помочь всем при любых несчастных случаях. Вот здесь сидит
Диспетчер (выбранный детьми заранее) и принимает звонки от населения,
которые просят помощи. У кого-то произошел пожар, где-то случилось, у кого
сломалась дверь или замок и люди не могут зайти к себе домой. Кто-то забрался
на высоту, спускаться боится. Диспетчеру сообщают адрес, где случилось
несчастье, и бригада скорой помощи спешит на объект. Дети самостоятельно
распределяют между собой роли Диспетчера, бригады Пожарников, бригады
Врачей, бригады, работающей на высоте, на глубине и т. д. Дети обыгрывают
разные ситуации. В конце игры они делятся своими впечатлениями.