Кто такие чалдоны?

8,2K прочитали

Еще до похода казаков Ермака, в Сибири осели русские люди, которых называли чалдонами. Они сохранили старый славянский говор, отличались упертостью и верили в языческих богов. По сибирской земле ходила поговорка «чалдон шапки не ломает». Это означало, что они никогда не были крепостными и всегда держались независимо.

Откуда пришли чалдоны историки спорят и сегодня. Большинство исследователей считают их солянкой из старообрядцев, беглых людей с Русиказаков и представителей коренных народов Сибири. Однако данные этнографии и археологии говорят, что они пришли на сибирские реки еще в XIII веке. Правильнее, даже, будет сказать, что предки чалдонов жили здесь всегда. Чалдонов можно отнести к коренному народу Сибири.

Мужчины чалдоны. Конец XIX века.
Мужчины чалдоны. Конец XIX века.

Русские в Сибири до Ермака

До Октябрьской революции русское население Сибири четко делилось на чалдонов и самоходов, так называли коренные сибиряки людей, пришедших из «России». Чалдоны разговаривали на «старом» русском языке, например вместо привычного - «кони» они использовали «комони». Это слово есть в «Слове о Полку Игореве» и «Задонщине».

Чалдоны на реке с добытым лосем. Конец XIX века
Чалдоны на реке с добытым лосем. Конец XIX века

Этнографы заметили, что ряд топонимов Сибири имеют русские корни и названы так еще до прихода ватаг Ермака. Чалдоны вплоть до ХХ века жили укладом характерным для славян, времен феодальных князей. Что подтверждает теорию древнего происхождения народности.

Территория Лукоморья на современных интернет-картах
Территория Лукоморья на современных интернет-картах

В 1549 году в своих «Записках о Московии» австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн описал Сибирь и поместил в Среднее Приобье область, которую назвал Лукоморье. В своей работе австриец опирался на неизвестный русский путеводитель.

Сигизмунд писал: «…Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью… Река Cossin вытекает из Лукоморских гор; при ее устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь (knes) Венца (wentza), а ныне его сыновья».

Лукоморье. Карта XVI век
Лукоморье. Карта XVI век
Лукоморье. Карта XVI век, Недалеко даже отмечено местонахождение великого идола Золотой бабы - мансийской Калтась-эквы
Лукоморье. Карта XVI век, Недалеко даже отмечено местонахождение великого идола Золотой бабы - мансийской Калтась-эквы

Чалдоны уверены, что их предки жили в Сибири 10 -15 поколений до прихода казаков атамана Ермака Тимофеевича, который перешел Каменный пояс (Урал) в 1581 году. Внешне они европеоиды со светлыми глазами, однако в их лицах наблюдаются признаки монголоидности - смуглая кожа, широкие лица, реже узкий разрез глаз. Это связано с наличием смешанных браков с сибирскими аборигенами. За эту особенность от остальных русских чалдоны получили прозвище «желтопупые».

Мужчина в крестьянской шапке. Чалдоны. Россия, Южный Урал. Конец XIX в. Фото: Михаил Круковский
Мужчина в крестьянской шапке. Чалдоны. Россия, Южный Урал. Конец XIX в. Фото: Михаил Круковский

Происхождение странного слова

Лингвисты и сегодня не определились с этимологией слова «чалдон», которое для уха современного человека звучит как-то насмешливо и даже с оттенком ругательства. Связано это с тем, что «коренные» сибиряки и русские переселенцы относились враждебно по отношению друг к другу. Основные версии происхождения названия таинственного сибирского народа, следующие:

  • чалдон - сокращение от словосочетания «человек с Дона»;
  • чалдоны - это люди прибывшие с Дона на челнах (лодках);
  • чалдон - это человек с реки. Считается, что река и вода со скифо-сарматских языков переводилось как «дон»;
  • чалдон - это переселенец в Сибирь с местности между реками Чалкая (Чаля) и Доном.

Ни одна из версий не подтверждается, но есть и более прозаичное мнение.

Чалдоны в Азбуке Владимира Маяковского. 1919 год.
Чалдоны в Азбуке Владимира Маяковского. 1919 год.

В своем словаре Владимир Даль писал, что слово «челдон» заимствовано из монгольского языка и означает бродягу, беглого, каторжника.

Некоторые исследователи предполагают, что название народа переродилось из слова «челядь» (слуги). Дескать, они - потомки крепостных крестьян, сбежавших из России.

Мужчины чалдоны. 1920-е годы.
Мужчины чалдоны. 1920-е годы.

Этнографические исследования подтверждают, что отдельные группы предков чалдонов могли мигрировать за Урал еще в княжеские времена, однако в их традиции и бытовой уклад наблюдается влияние казачьей культуры.

История семьи Каяловых

Томский доктор исторических наук Галина Ивановна Пелых, собирая этнографические сведения о сибирских древностях познакомилась с чалдонской семьей Каяловых, которые называли себя самарами. Они сохранили предания о приходе своих предков в Сибирь. Этнографы давно фиксировали, что самоназванием первых самых «старых» чалдонов было «сарьмяты». Каяловы рассказали Галине Ивановне, что еще до казаков их семья жила в Причерноморских степях на реке Самара, которая впадает в Днепр.

Пути населения самаров и чалдонов
Пути населения самаров и чалдонов

Про свою фамилию они говорили, что раньше «каялой» русские называли коромысло. Из-за «страшной войны» они покинули родные края и переселились на реку Иртыш. Позднее на новое место пришло много земляков Каяловых, которые расселились по Сибири. Галина Ивановна Пелых предположила, что «страшная война» - это смутные времена XIII-XIV веков.

Исследовательница писала, что самары: «…даже говорили иначе, чем чалдоны из казаков. Каяловы говорят не «чело», а «чало», не «человек», а «чаловик», не «челдон», а «чалдон» и высмеивают казацких чалдонов за то, что те говорят на «и». Последнее обстоятельство подтверждают местные диалектологи, установившие, что часть старожительского населения Сибири говорит все на «и»: «игород, игурцы, да ча, да пошто, ты, матка, ча, та ты ча», потешно так говорят».

Еще до похода казаков Ермака, в Сибири осели русские люди, которых называли чалдонами. Они сохранили старый славянский говор, отличались упертостью и верили в языческих богов.-10

Рассказ Каяловых находит и документальное подтверждение. Еще в 1597 году царь Федор Иоаннович послал на Енисей своего посланца Федора Дьякова, которому поставил задачу разведать те края на предмет новых подданных. Вернувшись через два года Дьяков привез большой ясак и как пишет Сибирская летопись сообщил, что там давно живет множество русских людей, которые торгуют, охотятся и собирают дань с аборигенов. Давнее присутствие русских в Сибири подтверждает и археология.

Археолог Василий Флоринский откопал в районе самарской Оби русские кольчуги и перстни с узорами, встречающимися на древнерусских колчанах. В Приобье были найдены предметы XIII-XIV, которые связаны с Русью. Это были фрагменты русских горшков, изготовленных на гончарном круге, фаянсовые голубые бусы, меч, железные ключи, бронзовые и серебряные височные кольца, браслеты и прочие предметы не характерные для народов Зауралья.

Язычники и охотники

Чалдоны враждебно встретили казаков и русскую власть. Это отобразилось на дальнейших отношениях коренных и пришлых поселенцев. Свою роль играли и религиозные взгляды чалдонов, которые были язычниками. Считается, что именно из-за этого чалдонов убрали из истории освоения Сибирского края.

В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с иконами стояли, вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе и местных. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то чалдонов, как и староверов облагали двойной данью, что должно было способствовать их переходу в христианство.

Деревянные божки славян
Деревянные божки славян

Жили коренные сибиряки в больших избах, состоявших из двух срубов, соединенных в один дом. Считается, что ставить избы чалдоны начали после прихода в Сибирь «самоходов» из «Расеи». До этого они жили в малозаметных полуземлянках и небольших домиках, возведение которых не требует много времени. Чалдоны постоянно передвигались по рекам в поисках охотничьих угодий и рыбы и строить основательные дома смысла не было.

Еще до похода казаков Ермака, в Сибири осели русские люди, которых называли чалдонами. Они сохранили старый славянский говор, отличались упертостью и верили в языческих богов.-12

Женская и мужская половины дома

Чалдонские женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой. Молодая незамужняя девушка могла надеть платок ярких цветов, но выйти на люди с непокрытой головой, считалось позором. Во время застолий под божницу (самое почетное место) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодежи полагалось сидеть напротив «красного угла». Показательно, что чалдоны даже больших начальников могли усадить на детское место.

Чалдонская свадьба
Чалдонская свадьба

В среде чалдонов бытовал запрет мужчине на заход в «женскую половину избы» и кухню. Готовить еду, мыть посуду, варить лекарственные травы и даже наливать мужу кружку с водой полагалось только женщине. В свою очередь ей был табуирован заход на «мужскую половину». Женщинам запрещалось брать в руки косу, молоток, топор и прочие инструменты. Девочкам и мальчикам разрешалось играть вместе, пасти скот и рыбачить. Сидеть женщинам и мужчинам за одним столом не запрещалось, но ели вместе они только по праздникам.

Чалдоны из села Окунево Омской области
Чалдоны из села Окунево Омской области
Семья Федора Рыжакова. Чалдоны
Семья Федора Рыжакова. Чалдоны

Чалдоны отличались медлительностью, упрямством, независимым характером, недоверием к власти и безразличием к тому, что не касалось их самих. В Сибири ходила поговорка: «Крыльцо блестит - чалдоны живут». Она означала, что коренные сибиряки добросовестно делают любую работу и постоянно заняты делом.

Чалдон. Худ. Н.Андреев, 1923 год.
Чалдон. Худ. Н.Андреев, 1923 год.

В современной России чалдоны - вымирающая этническая группа, которая продолжает жить обособленно в далеких сибирских деревнях. Однако по всему Зауралью разбросаны населенные пункты и географические объекты с названием ЧалданкаЧелдонкаЧалдонка.

Новосибирский ансамбль «Чалдоны»
Новосибирский ансамбль «Чалдоны»

Источники: