Найти в Дзене
Журнал «History Project»

Сатира на обет безбрачия

При всей осведомленности современного человека о многих вещах он знает понаслышке. Это неудивительно, ведь сфер приложения его сил – великое множество, и понять некоторые специфические нюансы даже чего-нибудь широко известного он просто не в состоянии. Взять, к примеру, живопись. Рядовой обыватель слышал о пейзажах, натюрмортах, портретах. Некоторые могут вспомнить марину или батальную живопись. Однако в живописном искусстве есть еще жанры, которые у простых людей, как правило, ни с чем не ассоциируется. К примеру, бытовой, анималистический или архитектурный. Но есть еще один жанр, который до недавнего времени обозреватели стыдливо обходили стороной. Это ню, иначе говоря, показ обнаженной натуры. И хотя картины данного стиля старались широко не афишировать, они существовали тысячи лет, еще с античных времен Египта, Эллады и Рима. Правда, часто художники совмещали жанры в своей работе, от чего их творения получали совершенно иной смысл. Это касается ряда направлений в живописи. Одно из

При всей осведомленности современного человека о многих вещах он знает понаслышке. Это неудивительно, ведь сфер приложения его сил – великое множество, и понять некоторые специфические нюансы даже чего-нибудь широко известного он просто не в состоянии. Взять, к примеру, живопись. Рядовой обыватель слышал о пейзажах, натюрмортах, портретах. Некоторые могут вспомнить марину или батальную живопись. Однако в живописном искусстве есть еще жанры, которые у простых людей, как правило, ни с чем не ассоциируется. К примеру, бытовой, анималистический или архитектурный.

Но есть еще один жанр, который до недавнего времени обозреватели стыдливо обходили стороной. Это ню, иначе говоря, показ обнаженной натуры. И хотя картины данного стиля старались широко не афишировать, они существовали тысячи лет, еще с античных времен Египта, Эллады и Рима. Правда, часто художники совмещали жанры в своей работе, от чего их творения получали совершенно иной смысл. Это касается ряда направлений в живописи.

Одно из таких – сатира на монашество, в котором для его апологетов существовало множество запретов и ограничений. Одним из важных принципов монашества в католицизме был целибат – обет безбрачия. Ограничение это крайне специфичное для человека, и поэтому монахи далеко не всегда могли противостоять искушению. В прозе на эту тему существует знаменитый трактат «Декамерон», да и художники писали картины, ставшие сатирой на такое положение дел.

В Амстердаме в Рейксмузеуме экспонируется полотно, созданном неизвестным художником в первой половине XVII столетия под названием «Сатира на обет безбрачия». Здесь показано, как прямо в стенах монастыря прелюбодействуют монах и молодая монашка. Причем, эту фривольную сцену из-за угла полога наблюдает лично понтифик. Кроме того, фактически вся картина буквально напичкана богохульством, и бокал вина в руках женщины лишь малая толика его выражения.

Действие происходит на корзине с яйцами, часть которых рассыпалась по полу и разбилась. Только вот яйца эти не простые. Это символ греха, и из них вылупляются крохотные человекообразные существа, порожденные грехом данной парочки. Чем занимается лично Папа в этот момент – непонятно, так как зритель видит только его голову. Так что, учитывая сюжет, появись данный шедевр на полстолетия ранее, гореть бы его автору на костре инквизиции.

Автором другого близкого по смыслу художественного полотна, хранящегося в парижском Лувре, является Генрих Лоссов. Этим немецким художником в 1880 году написана картина «Грех». И хотя она сейчас хранится в Лувре, это вовсе не уберегло автора от скандала и обвинений во всех смертных грехах. Да, собственно, и было за что. Ведь там показана сцена совокупления монаха и молодой монахини. Причем, все показано сквозь ажурную церковную решетку, и видно, что оба персонажа в процессе дела явно счастливы.

«Грех», фрагмент картины
«Грех», фрагмент картины

Кто знает, кому адресовались вышеназванные полотна, но вот диптих на медном листе Мартина ван Мейтенса «Преклонившая колени монашка», написанный в 1731 году, вероятнее всего, делался под заказ. Дело в том, что подобные картины хранились в частных коллекциях и больше служили для развлечения гостей, пресыщенных мирскими удовольствиями. И хотя это полотно и можно причислить к сатире на монашество, но на самом деле это была картина-шутка.

Дело в том, что картинка была двусторонней. На лицевой стороне листа изображена молодая молящаяся монашка, читающая текст из книги явно религиозного содержания. У девушки вполне одухотворенное лицо, и, похоже, что молится она явно искренне. Правда, несколько смущает лицо пожилого человека на заднем плане, с интересом наблюдающего за процессом молитвы.

Ответ кроется на обратной стороне картины. А там – ситуация, которую наблюдает тот самый пожилой человек. Оказывается, девушка во время молитвы подняла подол своих одежд, выставив на обозрение все свои обнаженные прелести, что делает данное творение эр★тикой в чистом виде. Что интересно, Мартин ван Мейтенс был придворным художником королевы Марии Терезии.

«Преклонившая колени монахиня»
«Преклонившая колени монахиня»

Казалось бы, что все изображенные ситуации относятся к католицизму. Однако оказывается, что и в православной церкви не все было праведно. В 1892 году русский художник Павел Филиппович Яковлев создал скандальную картину «В тихой обители». В самом названии его творения уже заложена ирония, учитывая то, что изображено на полотне. А там, в просторной рекреации мужского монастыря, яростно дерутся две женщины. Одна из них – по виду монашка, а другая – мирянка. Причем, вторая одета вполне стильно, как для того времени. Только вот каким ветром занесло их обоих в мужской монастырь?

Ответ кроется в остальных шестерых персонажах картины. В их числе два священника, один из которых вышел на шум из своей кельи, монах и пара мальчиков-послушников. Однако самым интересным является человек, находящийся в комнате прямо за дерущимися дамами. Это настоятель монастыря, удобно развалившийся в кресле. На столе рядом с ним несколько бутылок явно дорогого вина, приготовленного для угощения пришедшей к нему гостьи. Судя по всему, дама в гражданской одежде и была той самой приглашенной.

В тихой обители. Работа худ. П. Яковлева
В тихой обители. Работа худ. П. Яковлева

Однако свидание нарушило неожиданное появление другой пассии настоятеля – молодой монашенки. Результат данной встречи и изобразил на полотне Павел Яковлев. Что интересно, крайняя специфичность сюжета привела к тому, что картину никто не желал приобретать. Художник даже просил Павла Третьякова, чтобы тот выставил ее в своей галерее. Судя по всему, тот отказался, и сейчас «В тихой обители» экспонируется в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.

Учитывая подобные картины, борьба с человеческими страстями гораздо более сложна, чем может показаться на первый взгляд, и от первородного греха человеку никуда не деться.