Найти тему
Время Новостей

Кинослед. Когда кинематограф способствует чтению

Оглавление

Часто бывает так, что книги, ставшие популярными по той или иной причине, торопятся экранизировать — чтобы продлить успех истории, заработать больше денег, порадовать поклонников литературных персонажей новой встречей с любимыми героями. Причин для экранизации хитового романа может быть много. Но бывает и так, что режиссер снимает фильм по малоизвестной книге, и уже киноадаптация приносит популярность литературному первоисточнику. В сегодняшнем обзоре расскажем о таких.

«Зона интересов», Мартин Эмис

Всплеск интереса к роману Мартина Эмиса «Зона интересов» связан не только с успешной одноименной экранизацией книги, но и с обстоятельствами смерти писателя. 19 мая 2023 года, в день премьеры картины на кинофестивале в Каннах, сценарист и автор романа-первоисточника Мартин Эмис скончался в своем доме во Флориде. Смерть писателя не была связана с эмоциональным напряжением от ожидания премьеры, он ушел в результате онкологического заболевания, но совпадение более чем драматичное.

Фильм «Зона интересов» получил Гран-при Каннского кинофестиваля, после чего роман-первоисточник переиздали большим тиражом, а в некоторых странах, как и в России, впервые опубликовали перевод книги. Не беспокойтесь о том, что вам будет скучно читать роман, если вы уже посмотрели его экранизацию. Режиссер Джонатан Глейзер обошелся с первоисточником довольно бережно, но все же книга больше фильма.

-2

Обложка книги. Иллюстрация: phantom-press.ru

Действие романа разворачивается во времена Второй мировой войны рядом с концентрационным лагерем и внутри него. Читатель «слышит» голоса трех рассказчиков, у каждого из них свои мотивы, чувства и те самые интересы. Ангелюс Томсен — нацистский офицер, его направили в лагерь для организации некоего производства. Томсен прекрасно осознает не только преступность всего, что творит режим и сотрудничающие с ним люди, но и необходимость расплаты в случае, если гитлеровская Германия проиграет в войне. А еще он влюблен в Ханну — жену коменданта Долля.

Долль жалок и убог, но в его руках власть. Он гордится собой и своими успехами на конвейере смерти, сыпет цифрами, подтверждающими выполнение плана, ожидает установления нацистского режима по всему миру, чтобы отпраздновать триумф с такими же жалкими мерзавцами.

Третья точка, с которой Эмис предлагает посмотреть на трагедию холокоста, — Шмуль, руководитель зондеркоманды. Узники лагеря и многие извне считают участников зондеркоманд бездушными пособниками зла, и сам Шмуль осознает, кому и в чем помогает, но у него есть свои мотивы.

«Зона интересов», как всякая хорошая книга, обращающаяся к истории Второй мировой войны, ставит перед читателем сложные этические вопросы. Не каждый будет готов найти на них ответ.

«Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь», Дэвид Гранн

Мартин Скорсезе рассказывал, что, читая книгу «Убийцы цветочной луны», представлял, какой должна быть экранизация и кто сыграет главные роли. Через несколько лет режиссер воплотил задуманное в жизнь. В криминальной драме сыграли Леонардо ДиКаприо и Роберт Де Ниро, фильм растянулся на три с половиной часа, но хронометраж не отпугнул ни зрителей, ни киноакадемиков. Картина «Убийцы цветочной луны» была номинирована на десять статуэток премии «Оскар». Успех экранизации распространился и на первоисточник, книгу переиздали.

Это не художественное произведение, а тру-крайм, то есть документальный текст о расследовании реального преступлени. Но все-таки книга не похожа на протоколы следствия. Автор, журналист Дэвид Гранн, уделяет внимание описанию места происшествия, характерам главных героев (жертвам и преступникам), историям их жизней.

«Убийцы цветочной луны» рассказывают об одном из первых расследований недавно созданного ФБР. Дело происходит в двадцатые годы прошлого века в штате Оклахома, где были обнаружены массивные залежи нефти. Индейцы племени осейджей, которым исторически принадлежала эта территория, в судебном порядке добились получения доходов с продажи полезного ископаемого, в итоге осейджи разбогатели. Пришлые белые, живущие в Оклахоме, прав на нефтяные доходы не имели, но соблазн разбогатеть легко был так велик, что кое-кто решался на преступления.

-3

Обложка книги. Иллюстрация: eksmo.ru

Главный герой Эрнест Беркхарт вскоре после Первой мировой войны приезжает в Оклахому, где живет его дядя -Уильям Хейл. Хейлу доверяют местные жители, индейцы считают его своим другом, ведь он много раз помогал им в бытовых и судебных вопросах. Когда племянник Хейла Эрнест сватается к Молли, молодой женщине из зажиточной семьи осейджей, многие считают это хорошей партией. Но вскоре после свадьбы в поселении начинают гибнуть индейцы. Особенно подозрительными кажутся смерти родственников Молли, да и сама она начинает тяжело и часто болеть.

Разобраться в происходящем предстоит техасскому рейнджеру Тому Уайту. Напомним, что «Убийцы цветочной луны» — научно-популярная книга, важным для нее является ход расследования, опрос свидетелей, осмотр мест преступления, а в финале, как и полагается в случае успешного дела, будет суд.

Если вы не готовы погружаться в подробности реального расследования, ограничьтесь просмотром фильма.

«Оппенгеймер. Триумф и трагедия американского Прометея», Кай Берд, Мартин Шервин

Фильмы Кристофера Нолана традиционно становятся поводом для длинных головоломных бесед и споров о том, что хотел сказать автор. Но, кажется, впервые его картина вызвала всплеск интереса к биографии реально существовавшего человека, ученого-физика. Свой фильм «Оппенгеймер», который получил сразу семь статуэток «Оскар», Нолан снимал, вдохновившись публицистической работой Кая Берда и Мартина Шервина. Сама книга в 2005 году была отмечена Пулитцеровской премией как лучшая биография. И это действительно биография физика Роберта Оппенгеймера, которого в картине Нолана блестяще сыграл Киллиан Мерфи.

В пяти частях биографии Оппенгеймера авторы стараются раскрыть противоречивую фигуру физика и объяснить, как он пришел к главному конфликту своей жизни: между наукой и этикой. Незаурядно одаренный Роберт с детства умудрялся быть лидером и аутсайдером одновременно. Сильно опережая сверстников в интеллектуальном развитии, он был застенчив и никогда не мог вписаться в компанию. В лагере для мальчиков, куда Роберта отправили в 14 лет, над будущим физиком смеялись за «девчоночьи увлечения» — любовь к поэзии и ежедневные письма домой. Оппенгеймеру гораздо легче было найти общий язык со старшим поколением, и это был язык науки. В 12 лет мальчишка получил приглашение выступить на заседании минералогического клуба Нью-Йорка. Дело в том, что участники клуба — ученые и любители-минерологи — не догадывались, что долгое время ведут переписку с ребенком.

-4

Обложка книги. Иллюстрация: ast.ru

Учеба в колледже была испытанием, но не столько для Роберта, сколько для его одногруппников и педагогов. Он постоянно срывал лекции и семинары, вступал в споры с преподавателями, а однажды пытался отравить научного руководителя. Оппенгеймер во время учебы должен был проходить курс по сдерживанию гнева.

Авторы биографии пытаются показать Оппенгеймера со всех сторон, говорят о его сложных отношениях с отцом и крепкой привязанности к матери, о его щегольстве и нарочитой демонстрации финансового благополучия, о потребности завоевывать женские сердца. Но главной темой, конечно, остается создание атомной бомбы и то, как Роберт Оппенгеймер сначала грезил этой идеей, а после, осознав разрушительную мощь своего изобретения, бросил все силы на борьбу с собственным детищем.

«Оппенгеймер. Триумф и трагедия американского Прометея» — книга для всех, кто хочет больше узнать о личности великого физика и цене его научной страсти.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».