Трагические события, о которых пойдет речь, произошли на Мартинике - самом крупном и красивейшем острове в цепочке Малых Антильских островов. Открытый Колумбом остров почти полтора века оставался бесхозным, пока в 1635 году на его берегах не высадились французы.
Облюбовав одну из бухт, они заложили здесь первое поселение - форт Сен-Пьер. Земли оказались плодородными, гавань - удобной для захода и стоянки судов, все благоприятствовало быстрому росту городка. С 1665 года остров стал колонией Франции, а много позже обрел статус ее заморского департамента. Вокруг городка простирались тропические леса, самая высокая из которых располагалась всего в нескольких километрах. Французы назвали ее Мон Пеле. То, что она имела явно вулканическое происхождение, их совсем не смутило. Да и поводов для опасений гора не давала - вулкан мирно спал. Однако - до поры. А город, уже самый крупный на Мартинике, развивался и хорошел. Колонисты не скупились на средства, чтобы придать ему европейский шарм и превратить в Париж Вест-Индии. Здесь побывали многие деятели французской культуры, среди прочих жил тут какое-то время и Поль Гоген, рисуя своих знаменитых обнаженных аборигенок. Не чурались колонии и аристократические семейства. Здесь же родилась будущая супруга Бонапарта Жозефина.
На острове разводили хлопок, табак, кофе, сахарный тростник. Рабочей силой служили рабы, завезенные с Черного континента. На окраинах Сен-Пьера возникли винокурни, где рождался прекрасный ром. Так размеренно и благополучно протекала жизнь этого уютного городка. Но настал роковой 1902 год. Когда в январе над вершиной Мон-Пеле начал куриться дымок, местные жители наблюдали за этим скорее с любопытством, чем с опаской. Но 23 апреля земля содрогнулась от нескольких взрывов, прогремевших в чреве горы. Каждый взрыв сопровождался выбросом пепла и сернистых газов. Пока они не представляли реальной угрозы, однако беспокойство обывателей нарастало. Тем временем город наводнили полчища ядовитых змей, покидающих свои норы на склонах Мон-Пеле. Согласно местным легендам, предки этих змей были когда-то специально завезены плантаторами, чтобы выкуривать из окрестных лесов беглых рабов. С тех пор рептилии сильно размножились и стали атрибутом острова настолько, что сегодня на флаге Мартиники можно увидеть 4 греческие змеи.
Озеро, расположенное вблизи кратера, вскипело и 5 мая вышло из берегов. Его воды, захватывая пепел и камни, обрушились на город, попутно разрушив винзавод. При этом погибло 23 человека. Теперь жители Сен-Пьера забеспокоились всерьез. К губернатору острова, чья резиденция находилась в Фор-де-Франсе, ушла петиция с требованием эвакуации. Но губернатор отказал: 11 мая предстояли выборы, явка на которые должна быть обеспечена, несмотря на что. По городу развесили объявления, уверяющие жителей, что им ничто не угрожает. И люди успокоились. Однако выборы 11 мая не состоялись, потому что к этому времени уже не было ни избирателей, ни самого Сен-Пьера.
Ранним утром 8 мая город потряс взрыв невиданной силы, вслед за которым туча из пепла и смертоносных газов с огромной скоростью понеслась вниз по склонам Мон-Пеле, сметая все на своем пути. Через минуту она накрыла Сен-Пьер... Вместе с городом погибли все 30 000 его жителей. Даже в Помпеях, уничтоженных Везувием 18 столетий назад, погибло не более 2 000.
Извержение Мон-Пеле стало самым губительным в ХХ веке. Горожане гибли почти мгновенно: смерть одних вызывали ядовитые газы, другие сгорали как свечки (температура в туче достигала 800 градусов), многие же были погребены под слоем раскаленного пепла. Чудом остались в живых лишь 2 человека. Один из них, сапожник, спасся в стенах собственного каменного дома, получил сильные ожоги, но выжил. Второй, преступник-рецидивист, в очередной раз коротал время в городской тюрьме. Камера, в которой он находился, располагалась ниже уровня земли, ее стены, сложенные из массивных каменных блоков, выдержали напор стихии, не пропустив внутрь раскаленные газы. Узник был извлечен из камеры через 4 дня и тут же помилован. Позже он был принят в цирк, где его показывали публике как чудом выжившего в катастрофе Сен-Пьера.
МУЖЕСТВЕННОЕ СПАСЕНИЕ
В след за смертоносной тучей вулкан выплеснул на город потоки лавы, которые, сжигая все, что способно гореть, и расплавляя металлические конструкции, достигли бухты. Вода вскипела, возникла мощная отливная волна, которая, вернувшись, обрушилась на берег. У причалов и на внутреннем рейде бухты в этот момент стояло 17 судов. Почти все они погибли вместе с экипажами и пассажирами - были сожжены либо перевернуты и потоплены. Спастись удалось лишь одному английскому грузовому пароходу «Родцам». В 7 утра судно вошло в гавань Сен-Пьера и встало на якорь у карантинной бочки. После тяжелого трансатлантического перехода моряки радовались заходу в тихую гавань, предвкушая пару недель отдыха под пальмами Мартиники. Но радость их была недолгой - менее чем через час началось извержение. Услышав грохот, капитан судна Фриман выскочил на верхнюю палубу, которая уже начала покрываться слоем пепла. Мгновенно оценив обстановку, он скомандовал в машинное отделение: "Полный вперед!" К счастью, машина была еще под парами - готовились к пуску лебедок для предстоящей разгрузки. Судно рванулось вперед, но, не пройдя и 30 метров, встало - дальше не пускал якорь, прочно вцепившийся в дно бухты. Фриман бросился к якорной цепи, надеясь отсоединить ее. На него обрушился град горячего пепла, раскаленная палуба обжигала ноги через обувь. Получив ожоги рук и не справившись с цепью, капитан укрылся в ходовой рубке. Давая машине команды "полный вперед" и "полный назад", он пытался разорвать цепь. Она подцепилась не сразу. Только когда пароход подхватила отливная волна, железная обуза наконец лопнула, и судно на полном ходу устремилось к выходу из гавани. Фриман сам стоял у штурвала. Не в силах держать его обожженными руками, он поворачивал штурвал предместья. Так "Родцаму" удалось вырваться из ада. Через 9 часов они прибыли к острову Сент-Люсии, еще не зная о трагедии на Мартинике, и с изумлением взирали на усыпанное пеплом судно с оборванными снастями и трупами на палубе. Позже капитан, решительность, мужество и мастерство которого спасли судно и оставшихся людей, был удостоен самой высокой для моряков гражданского флота награды - медали Ллойда "За героизм при спасении человеческих жизней на море".
Природа порой обрушивает на людей свой гнев, унося тысячи жизней, а вы сталкивались с буйством природы? Напишите свою историю в комментариях.