Первая пятилетка в СССР длилась с 1928 по 1932 годы как первый этап индустриализации страны. Основная задача на этом этапе была догнать и перегнать западные страны. Лозунг «догнать и перегнать» был официальным и использовался повсеместно. Поэтому нужно понимать, что основная задача 1-го пятилетнего плана было создание базы тяжелой промышленности, на основе которой можно было бы в дальнейшем улучшать качество. Фактически первая пятилетка это была погоня за количеством.
На 15 съезде пленума ВКП(б), который проходил 23 октября 1927 года, Крижановский с Рыковым выступили с докладом по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Именно с этого времени первая пятилетка начала свое существование. В докладе было отмечено, что на СССР давят внешние факторы (угроза войны и возможность неурожайности), которые заставляют страну в ускоренных темпах проводить индустриализацию. Для этого были обозначены цели 1-ой пятилетки: расширить производство и потребление, обеспечение темпов роста промышленности быстрее чем в западных странах, активное привлечение иностранных специалистов.
Приоритеты Крижановский обозначил следующие:
1. Снижение себестоимости, внедрение новой техники, снижение продолжительности рабочего дня за счет качества.
2. Рост депозитов от населения, как средство получения дополнительных средств на проведение индустриализации.
3. Экспорт товаров из деревни в город в объеме обеспечивающем нужды индустриализации.
4. Строительство жилых домов, школ, техникумов, систем общественного питания, клубов, яслей.
5. Повышение образованности рабочих.
6. Развитие транспортных линий в районах интенсивного развития товарного и народного хозяйства.
7. Снизить расходы, увеличить оборот, упростить продажи.
Это были основные направления развития 5-тилетки. В дальнейшем план неоднократно корректировали, но суть не менялась.
Планы строительства на первую пятилетку :
Объекты промышленности, планы строительства и плановые задачи
Электростроительство : Построить 42 электростанции (ДнепроГЭС, Сиверская, в Бобриках, на Донбассе и другие). Увеличить объем получаемой энергии с 5 млрд кв/ч до 22 млрд квт/ч.
Черная металлургия : Магнитогорский, Тельбесский, Днепропетровске, Криворожский и др заводы. Увеличить выплавку чугуна с 370 тыс тонн до 10 млн тонн.
Каменный уголь : Заводы в Донбассе, на Урале, Кузбассе и в Подмосковье. Увеличить добычу угля с 35 млн тонн до 75 млн.
Машиностроение : Автомобильные заводы, тракторные заводы в Сталинграде и на Урале, Ростсельмаш, Свердловский завод тяжелого машиностроения, инструментальные заводы. Увеличение валовой продукции машиностроения в 3 раза, а продукции сельскохозяйственного машиностроения в 4 раза.
Химическая промышленность : Строительство комбинатов в Донбассе, на Московских Егорьевске фосфоритах, и Березниковского комбината. Увеличение производства химических удобрений с 175 тысяч тонн до 8 млн тонн
Целью реализации намеченных планов советское правительство вынуждено было обратиться к помощи зарубежных специалистов. При содействии акционерного общества «Амторг», выбор правительства остановился на американской фирме «Albert Kahn Inc.» Альберта Кана. На заводах Форда его компания доказала возможность быстрого проектирования и возведения промышленных предприятий: на подготовку рабочих чертежей уходила неделя, а корпуса промышленных предприятий возводились за пять месяцев. С 1929 по 1932 год американская фирма спроектировала и организовала строительство в СССР более 500 промышленных объектов: тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве, Нижнем Новгороде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормове и др. В 1932 году, однако, деятельность Альберта Кана в Советском Союзе была прекращена, контракт с фирмой «Albert Kahn Inc.» не был продлён.
В СССР разразился ватастрофический голод. Несмотря на массовый голод и гибель миллионов людей, правительство Сталина продолжало экспортно-импортные операции с капиталистическими странами, в том числе с Германией. Немецкие фирмы осуществляли кредитование СССР под гарантии германского правительства, а СССР как заказчик размещал выделенные средства в Германии. Заводским рабочим, мужчинам и женщинам, которые хотели найти жильё вокруг Сталинграда, Магнитогорска или Новокузнецка, приходилось жить в землянках, которые они выкапывали в окрестных холмах. Если люди могли существовать и выполнять полезную работу в таких жилищных условиях и при огромной нехватке продовольствия и товаров первой необходимости, это можно объяснить общеизвестным фактом, что русский народ не привык к чему-то другому, кроме страданий и лишений. С целью осуществления дальнейшего кредитования деловым кругам требовалось прояснить ситуацию с использованием поставленного в Россию дорогостоящего промышленного оборудования, а также убедиться в «оглушительных заявлениях об успехах в индустриализации». Совместно с НКИД была сформирована информационная группа, которая со второй половины августа по конец октября 1932 года посетила предприятия Москвы, Саратова, Сталинграда, Ростова-на-Дону, Северного Кавказа, Баку, Тифлиса, Батума, Крыма, Харькова, Магнитогорска, Челябинска, Свердловска, Новосибирска, Новокузнецка.
Было установлено следующее:
Грандиозный масштаб предприятий и смелость их планирования.
Брошенного оборудования выявлено не было. Напротив, молодые и неопытные советские техники показывали удивительное умение и изобретательность в сборке промышленного оборудования с помощью самых примитивных средств.
Очень быстрый износ станков и промышленных зданий. Всего одного года хватило, чтобы износить дорогостоящие станки, произведённые в США и Германии, «до такой степени, до какой их вряд ли довели бы десять — пятнадцать лет эксплуатации» на Западе. В связи с этим необходимо учитывать «гораздо более высокую степень амортизации, чем обычно принято на Западе».
Индустриализация производилась с огромными затратами капитала и энергии всех участников. Поэтому невольно возникал вопрос: «Как долго смогут русские люди выдерживать такое давление?».
Используя средства массовой информации, руководство СССР призывало к массовой мобилизации населения в поддержку индустриализации. С огромным энтузиазмом воспринимали эти призывы молодые люди, комсомольцы. Миллионы людей самоотверженно, почти вручную, строили сотни заводов, электростанций, прокладывали железные дороги, метро. Часто приходилось работать в три смены. В 1930 году было развёрнуто строительство около 1500 объектов, из которых 50 поглощали почти половину всех капиталовложений. Был воздвигнут ряд гигантских транспортных и промышленных сооружений: Турксиб, ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске а также Уралмаш, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Упалвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и др
В срочном порядке создавалась отечественная система высшего инженерно-технического образования. В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее. В 1930 году, выступая на XVI съезде ВКП(б), Сталин признал, что индустриальный прорыв возможен лишь при построении «социализма в одной стране», и потребовал многократного увеличения заданий пятилетки, утверждая, что по целому ряду показателей план может быть перевыполнен.
Поскольку капиталовложения в тяжёлую индустрию почти сразу превысили ранее запланированную сумму и продолжали расти, была резко увеличена денежная эмиссия (печать бумажных денег), и в течение всей первой пятилетки рост денежной массы в обращении более чем в два раза опережал рост производства предметов потребления, что привело к росту цен и дефициту потребительских товаров.
Параллельно государство перешло к централизованному распределению принадлежащих ему средств производства и предметов потребления, осуществлялись внедрение командно-административных методов управления и национализация частной собственности. Возникла политическая система, основанная на руководящей роли ВКП(б), государственной собственности на средства производства и минимуме частной инициативы.
Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов было из деревень. Процесс урбанизации продолжался в течение нескольких десятилетий, так что в начале 1960-х годов численность городского и сельского населения сравнялись.
Была введена пятидневная рабочая неделя («пятидневка»).
В конце 1932 года было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 года и 1 января 1933 года производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза.
За первую пятилетку (1928—1932) было запланировано построить 360 тысяч км новых шоссейных дорог и отремонтировать 1.3 млн км грунтовых, однако выполнить этот план не удалось из-за недостатка ресурсов: не хватало не только денег и техники, но и квалифицированных специалистов-дорожников.
Тем не менее, удалось в этот период привести в порядок 102 тысячи 100 км дорог. Были сданы в эксплуатацию Чуйский тракт (598 км), Усинский тракт (345 км), Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (869 км) и некоторые другие важнейшие для освоения Сибири и Дальнего Востока дороги. При этом 88,8 % дорог в России оставались без твёрдого покрытия. В строительство дорог страна вложила 1 миллиард 342,5 млн рублей.
В 1931 году было организовано первое в СССР производство битумных эмульсий. Механизация дорожных работ позволила шире применять местные материалы (гравийные смеси, опоки, известь, ракушечник).
С 1931 года на заводах Дормаштреста начался выпуск специализированной дорожной техники: самоходных катков, камнедробилок, навесного оборудования для сезонных дорожных работ. В том же году разработаны первые в СССР обязательные технические условия для строительства дорог, в которых все они были подразделены по грузонапряженности и типу дорожной одежды на три типа: грунтовые, мощёные и шоссейные. В это время по дорогам еще предусматривается движение гужевого транспорта, так как в ведении Союзтранса находилось 6 тысяч автомобилей и 22 тысячи лошадей.
В 1932 году в Москве был пущен в эксплуатацию первый завод по производству холодных асфальтобетонных смесей, который уже в первый год выпустил 1500 тонн продукции.
Первая Пятилетка была закончена через 4 года и 3 месяца. За это время все поставленные задачи и цели достигнуты не были, но при этом был сделан большой рывок для экономической независимости от остальных стран.
Кроме того, СССР смогли доказать свою мощь и силу.Рост тяжелой промышленности составил 54%, при этом к концу Пятилетки безработица была полностью ликвидирована. Строительство новых предприятий значительно повысило количество рабочих мест. СССР стал независим в экономическом плане от остальных мировых держав. Страна вышла на самоокупаемость. Вместе с тем, именно в эти годы в Советском Союзе появился ГУЛАГ и значительная доля во многих этих успехах принадлежит рабскому труду заключенных. Также следует отметить, что политика в отношении деревни, проводимая в годы Первой Пятилетки, привела к массовому голоду в начале 30-х годов.
А на сегодня всё, до новых встреч!