55K подписчиков

Как Москва праздновала Пасху 110 лет назад: из воспоминаний Сергея Рахманинова

363 прочитали
Роберт Штерль. "Иллюминация Кремля в Пасхальную ночь 1914 года".
Роберт Штерль. "Иллюминация Кремля в Пасхальную ночь 1914 года".

В американском архиве Сергея Васильевича Рахманинова хранятся черновики его мемуаров - "Воспоминания об исчезнувшем мире", написанных в 1931 году по просьбе американского журналиста Фредерика Мартенса. Они до сих пор не опубликованы, поскольку Мартенс умер, не успев издать книгу.

Один из её фрагментов называется "Пасха в Москве". Вот как вспоминал Рахманинов этот праздник на 24 году эмиграции:

"Одно из незабываемых воспоминаний о минувших днях в России — пасхальная ночь в Кремле.
Для тех, кто провел эту Святую ночь в Москве, кто ходил с тысячами богомольцев в Кремль, кто прочувствовал глубокое значение религиозных церемоний, кто видел уникальную панораму города со стороны Кремля — тот навсегда запомнит красоту и мистические чувства, которые вызывает эта ночь.
Прошли последние дни Великого Поста. С наступлением ночи вся обычная жизнь города замирает. По опустевшим улицам, по замершим бульварам огромные толпы народа направляются к Кремлю. Эта старая крепость с ее соборами, церквами, дворцами первых царей священна для каждого русского сердца. Каменные стены Кремля были впервые построены в 1367 году великим князем Дмитрием Донским, который изгнал орды татар из Руси. Внутри этих стен имели место многие исторические события, здесь живут многие воспоминания. В пасхальную ночь тысячи богомольцев пришли помолиться в старый собор, где венчаются на царство цари, или в одну из многих других кремлевских церквей.
Храмы вскоре наполнились до предела. Толпы стоят на улице, с благоговением ожидая в тишине торжественный момент полуночи. Кремль и город с его многочисленными церквами, которые видны с высоты Кремля, находится в полумраке. Напряжение возрастает. Наконец двери церквей открываются: из них выходят возглавляемые священниками крестные ходы с крестами и хоругвями. Сам митрополит Московский возглавляет главный крестный ход. Его сопровождает все высшее духовенство, за которым следует одетый в алое с золотом облачение знаменитый Синодальный хор с мальчиками.
Никакие слова не могут передать безупречную гармонию пения этого хора, лучшего из всех когда-либо мною слышанных. Процессия трижды обходит вокруг храма. Однажды я был приглашен знаменитым регентом Синодального хора, господином Данилиным, и получил привилегию принять участие в этом крестном ходу, присоединившись к басам. Незабываемый опыт!
Первый удар колокола в полуночи обрывает напряженную тишину глубоким бархатным звуком большого колокола колокольни Ивана Великого. В тот же самый момент священники произносят священные слова: «Христос воскресе!», и многие тысячи голосов восклицают в ответ: «Воистину воскресе!». Мгновенно все колокола «сорока сороков» церквей радостным перезвоном отвечают на вызов старого колокола с Ивана Великого.
Все чудесным образом преображается: весь Кремль и городские церкви наводняются светом. Миг назад тихий и темный город являет собой величественную картину света и радости. Темные толпы богомольцев держат в руках горящие свечи. На время забыты все заботы и скорби. Старые и молодые, бедные и богатые, счастливые и несчастные ― все объединяются одним братским чувством новой надежды и радости…
И над всеми ними, над освещенными церквами, над сияющим светом городом слышится триумфальная песня колоколов. Глубокие бронзовые тона, чистые золотые тона, кристальные серебряные тона создают прекрасную симфонию. Кажется, что поет сам воздух!..
Этот колокольный звон, который продолжается без перерыва всю Светлую седмицу, слышен на многие мили вокруг Москвы".

Тут невозможно не вспомнить оглушительно колокольный "Светлый праздник" Рахманинова из Первой сюиты для двух фортепиано с торжественным пасхальным распевом "Христос Воскресе из мертвых". Это сочинение он написал в 20 лет и посвятил его памяти Чайковского.

Спустя почти сорок лет он будет вспоминать о празднике Пасхи всё с тем же восторгом. Совершенно очевидно, что это было одно из самых заветных впечатлений Рахманинова, связанных с Россией.

Такой же немеркнущей легендой для него осталось и звучание московского Синодального хора, в котором, как выясняется из этих воспоминаний, он и сам пел басом.

Для этого хора он написал все свои сочинения на духовные тексты: хоровой концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», Литургию Иоанна Златоуста и Всенощное бдение.

В 1914 году Рахманинов участвовал в крестном ходе вместе со своими друзьями. Один из них - немецкий художник Роберт Штерль - сделал набросок ночного Кремля в праздничной иллюминации. Эту работу (её репродукция в начале этой статьи) он подарил Рахманинову с надписью "Господину Сергею Рахманинову на память о Пасхе 1914 года".

Текст воспоминаний Рахманинова цитируется по статье С.Г.Зверевой, опубликованной 👉 здесь.

Всё о Сергее Рахманинове в этой подборке 👇

Спасибо за лайки и комментарии! 🌺