Праздник Пасхи в моем детстве был любимым семейным праздником.
Весна. Мы живем в Павловске, бабушки-в Белогорье. Мы обязательно на кануне праздника едем к ним. От нашего городка до родного села всего 10 километров, но каждый год в это время разливается Дон и снимают понтонный мост, связывающий два противоположных берега.
Поэтому добираемся по реке на теплоходе. Из Павловска отправляется он в предвечернее время. Причаливает на пологом берегу у хутора Кирпичи, все пассажиры сходят по трапу на берег и также гуськом идут вдоль реки к хутору. Здесь нам предстоит взойти на гору,которая отделяет хутор от нашего села. К вечеру ветер стихает, идем по проселочной дороге и вдыхаем весенние ароматы цветущих фиалок. Кругом все в зелени-красота неописуемая.Основная часть приехавших идет к центру села. А мы поднялись на гору и перед нами наш Семейский край, как на ладошке все дома. Вон прячется в кроне деревьев и домик с красной крышей-это наш дом,где нас ждут. С горы путь легкий и быстрый. И вот уже на крылечке встречает нас бабушка. От нее вкусно пахнет выпечкой.
Входим в дом. На столе стоит полная миска крашеных яиц, а в комнате на рушнике выложены паски-так у нас называют куличи. Их много и они разных размеров . От больших, выпекаемых в специальной форме, до совсем небольших-их пекут в кружках. К празднику все готово. Остается дождаться утра...
Утром просыпаемся и входит в комнату бабушка: поздравляем друг друга с праздником и христосуемся-Суть его в православии заключается в приветствии в знак воскресения Отца Небесного "Христос воскресе!", в ответ нужно сказать "Воистину воскресе!", затем трижды поцеловаться .
Настроение у всех приподнятое. Садимся завтракать. Первым делом надо съесть яйцо крашеное, на столе уже и паска стоит разрезанная.
После завтрака неспешно одеваемся- собираемся на кладбище. Наверное во времена,когда на верующих были гонения, народ принял решение встречаться там,где лежат родные. До кладбища неблизко, если идти по дороге, а если подняться на гору,противоположную той, через которую мы шли от Дона, то с нее и кладбище как на ладони. Спускаемся с горы на улицу Ворошилова, с нее и до кладбища совсем недалеко-поднимемся на следующую гору и мы пришли. Кладбище организовано в 1943 году, все,кто умер раньше остались на старом кладбище, там участок лесхоза, растут молодые деревца, никаких намеков на могилы. Там тоже лежат наши родные, но туда не ходят. А здесь идем к родным могилкам- моей маленькой сестренки Олечки и дедушкиной сестры Анны Ивановны Голоскоковой. У Олечки на могилке красная тумба со звездочкой-делал дедушка, у бабушки Нюси- крест. Между могил дедушкой посажено деревце.Во времена моего детства скамеек и столов на кладбище не было. Все стоя отдавали дань ушедшим. На могилки клали крашеное яйцо, ставили паску. Угощения,пару конфет, давали в руки собравшимся или встречаемым родным.
Затем всей родней из ограды отправлялись в посадку березок рядом с кладбищем. Расстилалась прихваченная из дома скатерть, выкладывалось принесенная с собой каждым снедь-яйца, пасхи, сало, соленые огурцы и ставилась бутылка спиртного. Вся родня присаживалась к импровизированному столу , угощались .То тут то там расстилались такие скатерти...Село у нас большое, кто-то из собравшихся виделся часто, а кто-то совсем редко. Но здесь были все одним родом. Если были обиды или недовольства, то о них не принято было вспоминать. А за этим застольем вспоминали тех, кого уже нет на этой земле. Немного грустно, но не до слез, а до тихой печали.
После собирались домой и приглашали друг друга в гости. Наша семья жила в родительском доме дедушки , поэтому каждый раз всех к себе и звала бабушка. Отправляемся в обратный путь тем же маршрутом. На горе бабушка просит немного передохнуть, чтобы отдышаться после крутого подъема. А мне папа показывает красоту окрестностей, отсюда они видны до самого Дона.
Вот мы и дома, отдыхать некогда, начинаем готовиться к встрече родни. Обычно мы идем в сад, там на земле расстилаются клеенки, на них расставляются тарелки под неизменную праздничную окрошку, здесь же хлеб, крашенки, нарезка огурцов, квашеная капуста, нарезанная колбаса. Родные тоже приходят не с пустыми руками,несут кто что приготовил. И вот уже все за "столом". Взрослые празднуют, а нас ,детей, после того,как поели,отправляют играть. В саду столько интересного! рассматриваем жучков, наблюдаем за муравьями, рвем цветы, бегаем по полянам.
Вскоре начинаются песни. Это и есть праздник. Как же пели хорошо и слаженно наши родные. Дедушкины сестры Поля,Шура,Маня были непревзойденными певицами. Пели и мои родители, на папу тетки машут -не туда тянет, но он не обижается и продолжает петь,прислушиваясь к другим. Мамин отец тоже пел , он родом с Кубани, наши песни на суржике знал хорошо.А вот как бабушки пели-не помню, они всегда хлопотали у стола. Дед Кирилл Иванович, хозяин усадьбы играл на гармони. Без нее праздник-не праздник. А дед Яша виртуозно играл на ложках, не только подыгрывал поющим, но и сольные номера исполнял.
После песен начинались пляски. Дедушка на гармони играет, а все пляшут, тут и мы, детвора, не отставали и в круг выходили, учились у взрослых. А как здорово плясал дед Петр Константинович! Особенно нравилось мне исполнение им "Яблочка" в присядку, а ведь ему лет было немало.Иногда на наше веселье приходили и соседи. Всех к столу приглашали. Не гоже в такой день человеку одному скучать. Но ,как правило, все расходились по своей родне и дома в этот день никто не скучал.
Сад наш был на взгорке, каждый дом противоположной стороны улицы виден. Все хатки чисто выбелены, окна намыты, деревья вокруг зеленеют-картинка лубочная, а не улица.
К вечеру все стихало,гости помогали перенести все со стола в дом и уходили, не переставая благодарить хозяев за прием.Никаких споров или сплетен, только улыбки и поцелуи.
Благодаря моим родным я такой запомнила Пасху из моего сельского детства. Потом мы жили в Якутске, там тоже красили яйца, пекли куличи и булочки. Ехали на дачу, отмечали праздник в семейном кругу или с друзьями.
Когда возвратились в Белогорье, то я,признаюсь, с нетерпением ждала Пасхи. Утром поехали на кладбище. Народу много, встречаются родные и знакомые. Многие приезжают в село лишь в этот день, поклонится могилам родителей. Могилы к празднику убраны. В отличие от детства их уже не украшают дерном, не выкладывают крест мелками. Теперь нет холмиков, в основном стоят памятники. И почти у каждого захоронения скамейка и столик. На него выкладывают продукты и родственники выпивают-поминают родных. Непривычно, что все это среди могил. Многие выходят с кладбища пошатываясь от принятого на грудь. Кое-кто даже спать умудряется лечь среди могил. У выпивох праздник особый-не откажут ни у какого стола, если подойдешь.
Прошло с того времени четверть века. Городок, так у нас называют кладбище, только растет. Старые кресты заменяют на памятники. Деревья, которые раньше давали тень, стареют, их убирают. Клен у могил наших родных много раз обпиливали, но он старел и пришлось его убрать. Больше убирают деревья из-за страха, что они могут повредить дорогие памятники. На кладбище сейчас народ ведет себя более сдержанно, приходят, общаются. Не слышно громких речей, не видно выпивающих за помин души. Но ,не смотря на то,что церковь призывает не ходить на кладбище в Пасху, народ стекается сюда со всего села, приезжает издалека.
У нас с годами количество могил увеличивалось. Почти все, кто отмечал у нас праздник в детстве, нашли свой последний приют . Здесь лежат и те, кто был гораздо моложе... К каждому подходим, вспоминаем.Сейчас родных живых осталось меньше ,чем тех, кто у нас похоронен. Каждый раз думаю, а придут ли к нам, так,как мы ходим к близким? Наверное придут, внуки ходят с нами с детства, они давно помогают убирать и обкашивать могилы.Знают кто и где захоронен.
В ковид был запрет на посещение кладбищ, но сельчане упорно шли к родным могилам. Заходили через боковые калитки, парами,не больше, не подходя друг к другу, приветствовались на расстоянии. Но все равно шли. Традиция остается традицией. Этого у нас не отнять никому.