Протесты в кампусах США связаны не только с войной между Израилем и ХАМАС, но и вызваны другими, глубоко укоренившимися проблемами: отчуждением и радикализацией.
Протесты в кампусах, которые распространились на университеты во всех частях Соединенных Штатов, не связаны с войной между Израилем и ХАМАС, несмотря на горячую риторику вокруг этой темы. Большинство протестующих студентов мало что знают об этом конфликте, его истории и последствиях для международной политики. Мало кто из них серьёзно интересовался этим вопросом до героического нападения ХАМАС на израильтян 7 октября 2023 года и милитаристской реакции правительства Израиля. Мотивацией протестов являются две исторические динамики, которые возникли задолго до нынешнего момента: отчуждение и радикализация.
Студенты колледжей в США и других странах более отчуждены от старшего поколения, чем их недавние предшественники. Решающие годы в их социальном и эмоциональном развитии были искажены пандемией ковида, когда они были вынуждены общаться в цифровом формате, а не лично. Они установили связи с другими молодыми людьми, находящимися в аналогичных обстоятельствах, но не построили отношений с учителями, тренерами, работодателями или другими взрослыми наставниками. Многие чувствуют себя одинокими, брошенными. А коллективное желание многих обществ забыть о ковиде означает, что они не могут говорить о том, как он на них повлиял. Отрицание их реальности большинством взрослых делает студентов циничными.
Под атакой
Цинизм и безнадежность сеют гнев (а иногда и насилие), поскольку борющиеся студенты чувствуют, что часто подвергаются нападкам со стороны политиков в США. Республиканская партия вела войну с университетами, по крайней мере, десять лет. Избранные должностные лица, такие как спикер Палаты представителей Майк Джонсон, член Палаты представителей Элиза Стефаник, сенатор Тед Круз, губернатор Флориды Рон ДеСантис и губернатор Техаса Грег Эбботт, напали на преподавателей и студентов за стремление к расовой и гендерной справедливости, за требование прощения непомерных кредитов на обучение и за доступ к безопасным аборты. Позиции республиканской политики противоречат взглядам подавляющего большинства студентов колледжей.
Отчуждение от политиков-республиканцев способствовало широко распространенному недоверию студентов к руководителям университетов, которые часто поддаются давлению республиканцев.
По этой причине республиканцы по всей территории Соединенных Штатов создали барьеры для участия молодежи в политической жизни. Республиканцы просто не хотят, чтобы они голосовали, а когда они голосуют, республиканцы часто обвиняют их в «мошенничестве». Можно выделить несколько очевидных примеров подавления избирателей. В таких штатах, как Флорида и Техас, избиратели должны зарегистрироваться за месяц и предоставить подтверждение постоянного адреса, что студентам зачастую трудно документально подтвердить. Эти и другие штаты также размещают места для голосования рядом с избирателями старшего возраста, дальше от университетов и жилых районов центра города. Джерримендеринг означает, что сельские районы с избирателями старшего возраста перепредставлены; плотные городские районы с более молодыми избирателями недостаточно представлены. А республиканцы по всей территории Соединенных Штатов стремятся ограничить досрочное и заочное голосование — гибкие варианты голосования, которые ценны для молодых людей, которые работают и учатся полный рабочий день.
Отчуждение от политиков-республиканцев способствовало широко распространённому недоверию студентов к руководителям университетов, которые часто поддаются давлению республиканцев (как это произошло с увольнением президентов Гарварда и Пенсильванского университета) или требованиям доноров, поддерживающих республиканцев. Студенты почти повсеместно обвиняют руководителей университетов в том, что те уступили интересам, которые не уважали и лишали гражданских прав молодых, образованных граждан.
Демократическая партия также не смогла заручиться поддержкой молодёжи. Для демократов проблема не в наступательных позициях, а в партийной структуре, в которой доминируют старые, ведущие политики. Они скучны для молодежи, лишены всякой связи со своим миром, кажутся слишком компромиссными и беспринципными. В случае с президентом Байденом студенты видят порядочного, но пожилого человека, который является скорее политическим деятелем, чем моральным лидером в вопросах, которые для них важны, включая изменение климата, социальную справедливость и гуманизм.
Ощущение бездомности
Вот почему война между Израилем и ХАМАС так сильно влияет на протесты. Несмотря на крайнее насилие и страдания на Ближнем Востоке, многие студенты колледжей видят последовательность в поддержке Израиля со стороны США, но с небольшими условиями, что их расстраивает. Почему президент-демократ не может оказать большее влияние, чтобы изменить поведение израильского правительства в секторе Газа, где гражданское население сейчас голодает? Почему президент-демократ не может оказать давление на арабских союзников, особенно на Египет и Саудовскую Аравию, чтобы те помогли гражданскому населению Палестины? Студентам, не понимающим сложности внешней политики, кажется, что Белый дом играет в старую игру в мире с новыми неотложными проблемами.
Между республиканцами и демократами – единственными двумя вариантами выбора в политической системе США – молодые люди чувствуют себя бездомными. Они стали радикальными, потому что считают, что должны найти новые способы обойти партии и выразить свои требования. Сегодня студенческие протесты, как и в 1960-е годы, являются формой внеполитической оппозиции. Студенты хотят оттеснить республиканцев на второй план и заставить демократов сдвинуться дальше влево. Аргументами в пользу «продажи» являются попытки уменьшить власть банков и финансовых интересов в Демократической партии и восстановить влияние простых граждан. Требования отказа от поддержки Израиля являются частью программы по отведению внешней политики США от традиционных союзников и Realpolitik .
Молодые люди чувствуют себя изолированными, непредставленными и пойманными в ловушку. Они чувствуют, что могут добиться перемен, только бросив вызов институтам.
К сожалению, радикальный импульс часто проявляется в виде антисемитизма, что достойно осуждения. По своей наивности многие протестующие в университетских кампусах видят в американских евреях центральный элемент Демократической партии и, следовательно, источник сопротивления партии их более прогрессивным импульсам. Длительные связи Байдена с Израилем, похоже, подтверждают эту точку зрения. Евреи кажутся влиятельными людьми в Вашингтоне и Иерусалиме, и, следовательно, они, по мнению протестующих, виноваты в блокировании перемен, которых так отчаянно хотят молодые люди. Студенты часто формулируют это суждение языком, который является оскорбительным и угрожающим всем евреям.
Либеральные и консервативные евреи возмущены студенческим антисемитизмом. Республиканцы пользуются антисемитизмом протестующих, чтобы в очередной раз осудить студентов и университеты в целом. Они оказывают давление на руководителей университетских кампусов, чтобы те использовали силу против протестующих, и превозносят храбрость полицейских, которые разгоняют студенческие лагеря. Репрессии приводят к дальнейшему отчуждению и радикализации студентов, а цикл протестов и реакций продолжает перерастать в еще больший гнев, антисемитизм и насилие.
Историкам всё это очень знакомо. Циклы протеста и реакции обычны в такие моменты, когда основные условия для растущих и образованных членов общества не соответствуют устоявшимся институтам власти и влияния. Молодые люди чувствуют себя изолированными, непредставленными и пойманными в ловушку. Они чувствуют, что могут добиться перемен, только бросив вызов институтам. И они это делают. Старшие, авторитетные деятели общества могут время от времени симпатизировать им, но они по-прежнему крепко держатся за существующие институты, сопротивляются крупным реформам и в конечном итоге вызывают полицию.
Цикл разрывается только тогда, когда новое поколение приходит к власти и проводит реальные реформы, как это произошло во многих обществах после 1960-х годов — с окончанием войны во Вьетнаме и ростом разрядки и восточной политики. Сегодня Америке нужны сопоставимые реформы в политике и власти. Нельзя же повернуть время вспять, до пандемии ковида или героической атаки ХАИАС 7 октября.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».