Найти тему

Многострадальная амфибия из Чехословакии

В октябре 1936 года Škoda и ČKD получили заказ от чехословацкой армии на разработку первого отечественного танка-амфибии. В том же году ČKD приступила к разработке и 29 января 1937 года передала в Министерство обороны два проекта, основанных на уже разработанных танках P-IIa и b.

Лёгкий танк P-II-a в исходной конфигурации. Вместо пушки установлен макет. Ист.: Стальной кулак Первой Чехословацкой Республики
Лёгкий танк P-II-a в исходной конфигурации. Вместо пушки установлен макет. Ист.: Стальной кулак Первой Чехословацкой Республики

Под индексом "Р" обозначали тип танка. I - обозначал танкетку, а II - легкий танк, однако в 1934 году эта вторая категория была разделена на IIa и IIb - кавалерийский и пехотный танки.

После сравнительного анализа был выбран второй варианта танка, поскольку он имел более выгодные характеристики. 12 ноября 1937 года MNO заказал строительство прототипа по цене 718 000 крон (около 32 млн рублей на сегодняшний день). В заказе также указывалось, что прототип должен быть поставлен до 12 августа 1938 года.

О том, в каком производственном аду находился данный проект, достаточно взглянуть на крайне необычную статистику - чертежи.

Первый прототип F-IV-H в машиностроительном цехе ČKD в Либене.
Первый прототип F-IV-H в машиностроительном цехе ČKD в Либене.

Работа над прототипом продолжалась до весны 1938 года. Первые сообщения появились 26 апреля, когда было выполнено 16 технических чертежей танк и их число только продолжало расти. Так, 30 июня их было 47, а 6 августа - уже 262. 20 августа началась работа над деталями, и к 13 сентября была подготовлена 401 схема. Как можно заметить, срок сдачи проекта был провален и продлен до 12 октября, что давало два месяца дополнительного времени.

19 октября срок снова был продлен до конца года. Вероятно всего, такая ситуация не устраивала военных и были выдвинуты жесткие условия для мотивации. Во-первых, часть испытаний должна была быть оплачена компанией. Во-вторых, если танки будут проданы за границу, правительство потребует процент от цены за интеллектуальную собственность.

Заводские испытания F-IV-H на Либенской верфи с участием офицеров Рейха, на заднем плане Либенский замок.
Заводские испытания F-IV-H на Либенской верфи с участием офицеров Рейха, на заднем плане Либенский замок.

В начале следующего месяца из Либенской инженерной службы пришло сообщение, что всего было сделано 415 чертежей, и работа над всеми деталями в механических мастерских продвигалась быстро.

К 17 ноября срок сдачи был снова продлен до 12 января 1939 года. Через четыре дня в Министерстве национальной обороны (МНО) состоялось совещание по вопросу о танках-амфибиях. Участники пришли к выводу, что программа не должна быть остановлена и переговоры необходимо продолжить. Из-за задержек с поставками процентная доля интеллектуальной собственности должна была быть определена после получения и испытания машин от Škoda (да, она тоже участвовала со своим проектом и тоже не успевала) и ČKD.

Вид сзади на моторный отсек
Вид сзади на моторный отсек

Месяц спустя, 7 декабря, начались первые испытания двигателя которые были успешно завершены.

В следующем году, 25 января, Libeňská Engineering сообщила, что танк, как минимум, работает. Несколько месяцев спустя, в апреле, было объявлено, что танк находится в рабочем состоянии и прошел испытания на заводе на реке Молдау в Праге, но официально не был испытан военными. Тем временем продолжались работы над наблюдательным прибором.

-5

Что же касается дизайна самого танка, то вся конструкция приводилась в движение четырехцилиндровым двигателем мощностью 100 л.с.. Танк имел вертикальную выхлопную трубу, что ограничивало поворот башни.
Экипаж состоял из трех человек: командира/наводчика, водителя и радиста. Водитель располагался в правой передней части танка и имел прицел с пуленепробиваемым стеклом. Радиооператор сидел слева от него, а командир располагался в башне.

Шасси представляло собой сильно модифицированную версию LT vz. 35. Два пропеллера были установлены в задней части машины и соединены с ведущей осью. Вооружение состояло только из 7,92-мм пулемета ZB-37, расположенного в башне. Лобовая броня имела толщину 14 мм, а верхний и нижний бронелисты - 7 мм.

Идентификационная модель F-IV-H фирмы Framburg, изготовленная в США во время Второй мировой войны. На обороте надпись «Немецкий легкий танк-амфибия CKD F4H B».
Идентификационная модель F-IV-H фирмы Framburg, изготовленная в США во время Второй мировой войны. На обороте надпись «Немецкий легкий танк-амфибия CKD F4H B».

После аннексии Чехословакии Германией в марте 1939 года работы над проектом продолжились, и немецкие военные также проявили к нему интерес. Со 2 по 6 мая 1939 года представители компании, которая была переименована в Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM AG), провели переговоры с Германским агентством по вооружениям.

В ходе этих переговоров стало ясно, что F-IV-H еще не созрел для серийного производства и необходимо провести дополнительные внутренние испытания на заводе. Запрос был удовлетворен, но результаты испытаний должны были быть отправлены в немецкий WaPrüf 6.

BMM AG, по старой привычке, пыталась предложить F-IV-H за границей, но немецкая военная администрация заблокировала это и обозначила проект как секретный. 23 мая был продлен срок поставки до 31 июля. 22 июня 1939 года первый прототип все таки покинул территорию завода и был доставлен для испытаний. 2 ноября был заказан второй прототип, получивший название F-IV-H/II. И казалось, что проект вот-вот обретет жизнь.

Второй прототип
Второй прототип

Однако последние следы этой машины были обнаружены в начале 1943 года, когда были заказаны новые гусеницы и штыри, но к этому времени дальнейшая разработка уже была отменена. Первый прототип был отправлен в металлолом, а через некоторое время эту же участь постиг и второй танк.

Несмотря на все усилия инженеров, проект F-IV-H не был успешным. Чешская армия скептически отнеслась к нему из-за длительного срока поставки, а когда он был испытан, то показал себя не так, как планировалось. Хотя Германия продолжила проект, машина все еще не была пригодна для боя и на ранней стадии войны уже устарела. Оба прототипа были списаны в утиль во время войны.