Найти в Дзене

О демографии российских учителей

Почти каждый, кто сейчас имеет отношение к школьному образованию, скажет, что положение трудное, что ситуация с кадрами усложняется от года к году. С другой стороны, г-н министр бодро отчитывался, что число заявлений, поданных в педагогические вузы, бьет все рекорды. Кто прав, кто виноват и что делать? Есть ли объективные данные, которые позволили бы об этом судить? Различных данных в форме отчетов собирают очень много, но они обычно существуют только в виде таблиц Excel и редко превращаются в удобоваримую инфографику. Это, к сожалению, касается и Росстата, и мин. просвещения, и минобрнауки. Продемонстрирую малую часть того, что можно было бы сделать. На сайте министерства выложены сводные формы ОО-1 и ОО-2 с разбивкой по регионам, государственным и негосударственным, сельским и городским школам. Из них, в частности, можно узнать распределение учителей по возрастам в разные годы (раздел 3.5). Общее число учителей за 6 лет с сентября 2017 г. по сентябрь 2023 г. практически не изменило

Почти каждый, кто сейчас имеет отношение к школьному образованию, скажет, что положение трудное, что ситуация с кадрами усложняется от года к году. С другой стороны, г-н министр бодро отчитывался, что число заявлений, поданных в педагогические вузы, бьет все рекорды. Кто прав, кто виноват и что делать? Есть ли объективные данные, которые позволили бы об этом судить?

Различных данных в форме отчетов собирают очень много, но они обычно существуют только в виде таблиц Excel и редко превращаются в удобоваримую инфографику. Это, к сожалению, касается и Росстата, и мин. просвещения, и минобрнауки. Продемонстрирую малую часть того, что можно было бы сделать. На сайте министерства выложены сводные формы ОО-1 и ОО-2 с разбивкой по регионам, государственным и негосударственным, сельским и городским школам. Из них, в частности, можно узнать распределение учителей по возрастам в разные годы (раздел 3.5).

Общее число учителей за 6 лет с сентября 2017 г. по сентябрь 2023 г. практически не изменилось (было 1.08 млн., стало 1.075 млн), но при этом существенно выросло число учителей пенсионного возраста, и в целом распределение сместилось вправо. Сильно сократилось число учителей в возрасте от 40 до 49 лет. Заметно выросло число молодых учителей в возрасте до 25 лет, но следующие две возрастные группы уменьшились в численности.

Учителей в возрасте от 25 до 29 лет вдвое меньше, чем в возрасте от 50 до 54. Это означает, что для замещения тех, кто будет уходить на пенсию, требуется, грубо говоря, вдвое больше молодых учителей, чем показывает текущая статистика. Сколько бы ни было заявлений в пед. вузах, выпускают они недостаточное количество специалистов, да и работать в школах остаются далеко не все, кто приходит.

И это еще полбеды. Число учителей за эти годы не выросло. А вот число учащихся - выросло на 16%! В ближайшие годы демографический подъем 2008-2015 гг. приведет к увеличению числа учеников 5-9 классов еще на несколько процентов, а следовательно, и к росту нагрузки.

Получат ли они среднее образование? Или в России уже нет всеобщего среднего образования, а существует лишь начальное?

Кроме общей картины, можно также построить диаграммы и графики для отдельных предметов. Например, так выглядит распределение учителей математики по возрастным группам. Общее число 99 тыс., старше 50 лет чуть больше половины.

-2

Разумеется, ситуация очень сильно зависит от региона. Иного трудно было ожидать при 3-5 кратной разнице в подушевом финансировании государственных школ между Москвой и регионами центрального округа, не говоря об окраинах. В Смоленской области и в Чувашии учителей в возрасте 50-59 лет в три с лишним раза больше, чем в возрасте 25-34, в Москве этот коэффициент по данным на сентябрь 2023 г. равен 1.38, а меньше единицы он только в трех регионах: в Чечне (0.41), Тыве (0.71), Ингушетии (0.87). Вероятно, где-то работа учителя является привлекательной даже при низких зарплатах и не имеет альтернатив. Другой вопрос - какое образование получают молодые учителя в этих регионах.

Часть информации из форм ОО-1, ОО-2, в том числе данные по средним зарплатам в 2022 г. и о среднем числе ставок, которые приходятся на одного учителя, можно посмотреть на интерактивной странице Yandex DataLens. Конечно, это всего лишь набросок. По-хорошему, нужно проделать еще много работы.

-3

Почему статистику не обрабатывают и не приводят к доступной для восприятия форме? Чтобы министру (да и нам всем) крепче спалось - или есть еще какие-то причины?

Пожилой учитель и его преемница по версии "Кандинского". Непонятно, откуда взялись иероглифы.
Пожилой учитель и его преемница по версии "Кандинского". Непонятно, откуда взялись иероглифы.

Что следует из этих данных? При нынешнем отношении к учительским кадрам ожидать улучшения в обозримом будущем было бы наивно. Если живете не в столицах, не в нефтегазовых регионах и видите, что ближайшие школы разваливаются на глазах, не удивляйтесь: так и задумано.

Но на что же надеются министерства просвечивания и цифровой трансмутации? Пожалуй, я теперь не считаю фантастикой и байками из склепа то, что наши доблестные начальники могут вполне искренне рассчитывать на грядущее пришествие бога из машины, т.е. ИИ-учителя для широких народных масс. Вполне возможно, что они стараются уменьшить численность учителей заранее, предполагая, что спустя 5-10 лет придется выгонять их из школ и сокращать другими методами.

О том, насколько реалистичны эти надежды, поговорим в другой раз.

Как говорил известный ученый В. Петрик, главное - верить, а если не верить, то точно ничего не получится.