... Если высокостатусный человек дотрагивался до неприкасаемого, он должен был принять ванну; если тень неприкасаемого падала на пищу учителя, пища объявлялась нечистой и уничтожалась. Неприкасаемые жили отдельными колониями и не пользовались общими колодцами. Романтические связи с ними были запрещены. В Мехране, деревне около Нью-Дели, 16-летнюю девочку, принадлежащую к одной из высших каст, застали с ее неприкасаемым 20-летним бойфрендом. Старейшины деревни совещались всю ночь, придумывая для них наказание. Когда предложили казнь, решение было принято «без возражений». Около трех тысяч жителей, почти вся деревня, смотрели, как влюбленных вешают на баньяне. Это было в 1991 году. Сегодня в Индии живет более 160 миллионов неприкасаемых. По данным National Geographic, они до сих пор «могут выполнять только самую черную работу и живут в постоянном страхе, что их безнаказанно прилюдно унизят, заставят пройтись голыми, побьют или изнасилуют представители высших индуистских каст, желая указать неприкасаемым на их место. Просто пройтись по району, где живут представители высших каст, считается опасным для жизни преступлением».
За счет чего эта система остается стабильной? Если мы все такие амбициозные игроки, то почему же неприкасаемые тысячи лет участвуют в создании этих ужасающе унизительных иллюзий реальности? Во многом потому, что верят в них. Богобоязненные неприкасаемые принимают идею, что заслужили свое унижение, нагрешив в прошлой жизни, и только следуя правилам в этой жизни, они могут заслужить более высокий статус в следующей. Именно так большинство религий принуждает людей к соучастию в собственном порабощении. Ты выигрываешь за счет того, что знаешь свое место и придерживаешься его в ожидании награды после смерти. По логике религий, все было создано Богом так, что люди находятся именно там, где он задумал. В одном англиканском гимне об этом поется: «И богачу в дворце, и бедняку у его ворот, Бог каждому нашел место и чем кому владеть».
И если в обществе, строящемся на моральных принципах, таком как Индия, игрок из низшей касты решит добиваться более высокого ранга, другие игроки часто вступают в сговор, чтобы скинуть его обратно вниз. Романист Видиадхар Сураджпрасад Найпол писал о бизнесмене, который, впечатлившись умом неприкасаемого слуги, оплатил его образование и обеспечил продвижение по карьерной лестнице. Годы спустя, вернувшись в Индию, бизнесмен увидел этого человека за прежним занятием – чисткой туалетов. «Его клан объявил ему бойкот за то, что тот оторвался от них; его даже не допускали на вечерний перекур. И он не мог вступить ни в одну другую группу, не мог жениться ни на одной женщине. Положение отверженного было невыносимо, и он вернулся к выполнению своего долга». Комментируя этот случай, политический экономист профессор Тимур Куран написал, что, «подвергая остракизму товарища, получившего лучшую работу, чистильщики туалетов могут защитить свою личную и коллективную репутацию. Они могут сигнализировать всему сообществу, включая группы, стоящие в социальной иерархии выше, о своей готовности жить по общепринятым социальным правилам». Оказалось, можно добиться статуса, затравив амбициозного человека, чтобы он скатился обратно вниз, повинуясь злой логике игры. ...
Наша склонность верить в истории, сплетенные мозгом и культурой, не раз становилась причиной вселенской несправедливости. Решив, что мы должны присваивать все призы себе и своим товарищам по игре, мы хорошо научились воспринимать только лестные для нас фрагменты правды. Такие истории часто действуют в нашу пользу, убеждая в справедливости борьбы, которую мы ведем, побуждая играть усерднее, все время стремясь к более высокому рангу. Но иногда они могут работать против нас. Могут даже убедить нас принять участие в собственном порабощении.
Именно такую роль сыграли мировые религии. Неприглядная правда в том, что они являются статусными играми: мусульмане, буддисты, индуисты и христиане соглашаются с набором правил и символов игры, затем формируют иерархию, в рамках которой происходят их взлеты и падения. Иллюзии, сплетенные поверх этой правды, часто полны обещаний награды – высокого статуса не в этой, а в следующей жизни. Вряд ли необходимо объяснять, что религии – игры добродетели. А значит, чтобы заслужить связи и уважение в этой жизни, а затем на небесах или в лучшей жизни после реинкарнации, игрок должен принять правила морали, быть верным, покорным и преисполненным чувства долга. Игроки должны поступать так, как велят им их боги, жрецы и священные тексты.
Конечная цель всех статусных игр – контроль. Они были задуманы эволюцией для сотрудничества между людьми, для принуждения (в случае доминирования) или подкупа (в случае игр престижа: в успех и добродетель), необходимых, чтобы мы подчинились. ...
Уилл Сторр 🌿