Миллер Д. Метод StoryBrand: Расскажите о своем бренде так, чтобы в него влюбились, 2020. Изд.: Альпина
Наверняка помните фильм про Джеймса Бонда. Любой – все они выстроены одинаково. Проблема, которую Бонду надо решить, иначе всем конец. Не будем вдаваться в нюансы и признаемся, что фильмы о нём держат нас в напряжении. Кадры выстроены так, что ничего нельзя пропустить, иначе потеряешь суть или какую-то важную деталь. И два часа пролетают незаметно.
Вспомнили, выдохнули. Теперь подумаем логически: мужик почти не ест, не ходит в спортзал (хотя всегда в прекрасной форме), в душ ходит край один раз за фильм, да и то часто с женщиной – помыться толком и не получается. А ещё наверняка ходит на какие-то занятия по повышению квалификации – нельзя быть идеалом всегда. И вот представьте: каким бы был фильм, если бы в нём были все эти жизненно важные для Бонда детали, но ненужные для вас и сюжета – ну не толкают они его вперед. Сколько бы вы выдержали, если бы вам показывали жизнь Бонда с момента его пробуждения (без будильника, естественно). Вот он встаёт, чистит зубы, закрывается от нас в туалете, готовит себе пышный омлет с овощами на завтрак (однозначно, он и готовит прекрасно), едет на работу. А если он простудится: красный нос, сопли, слёзы. А женщины? А дети – интересно как он будет менять своему сыну подгузники?
Вот. Чтобы донести до клиента/зрителя/читателя основной посыл – идея должна быть простой, понятной и очищенной от шума, то есть, всего лишнего. Этого лишнего хватает и в обыденной жизни.
И это касается не только сценариев, но и книг. Да, художественная проза имеет свои особенности, но не надо описывать детально как герой встал, покажите это. К слову, «показывать, а не рассказывать» - подходит не только для сценариста, но и для писателя.
Почему так? Почему нельзя писать детально, подробно, чтобы сразу всё стало ясно. Это не поможет, а еще больше запутает потребителя. Мозг постоянно ищет информацию, как защитить себя и тело (вас) от опасностей. И поэтому он впадает в ступор, когда ему начинают говорить про экологичное производство продукта или прекрасный шрифт вашей книги – эта информация никак не поможет. Он хочет знать, как укрыться от опасностей и найти еду – то есть чем поможет ему ваш продукт или книга. Что они ему дадут. Людям важно благоденствие.
Писатель Д. Миллер вывел формулу SB7, по которой предлагает выстраивать любую историю: для продвижения бизнеса, для выстраивания сюжета романа, для сценариев.
Вкратце формула выглядит так: герой сталкивается с проблемой (внешней, внутренней, философской). Встречает проводника, который предлагает ему план и призывает к действиям. Эти действия приводят к успеху и помогают избежать провала.
Это нарративная коммуникация, которая помогает тысячелетиями привлекать за счет истории.
В любой момент, поставив фильм на паузу, мы должны быть в состоянии ответить на три вопроса:
1. Чего хочет герой?
2. Кто или что не даёт герою получить то, что он хочет?
3. Что изменится в жизни героя, если он получит (или не получит) то, что хочет?
На рынке много подобных книг. Сразу вспомнились «Сториномика» Р. Макки, «Пиши, сокращай» М. Ильяхова. Но у каждого свои особенности. Если у Макки больше примеров из фильмов, то Миллер, как писатель, оперирует героями со страниц книг. И язык другой.
Книга хороша еще и тем, что в ней много историй из жизни, по которым можно понять и опыт автора, и просто узнать, как живут другие, и что проблемы у всех одинаковые.
Если вы писатель и ищите возможности заработать не только своими книгами, но и текстами и историями в любом формате, думаю, книга будет хорошим базовым учебником, чтобы понять, как выстраивать историю, которая продает. Ну а главным полем битвы станет практика.
Метод StoryBrand: Расскажите о своем бренде так, чтобы в него влюбились
5 мая 20245 мая 2024
5
3 мин