Найти в Дзене

Традиции кают компании

Кают-компания – помещение на корабле (судне) для коллективного отдыха, занятий, совещаний и приема пищи офицеров. Термин происходит от сочетания слов: голландского Kajult («каюта») и французского compagnie («общество»). Кают-компании имеются практически на всех судах и кораблях, если только позволяют их размеры. На крупных военных кораблях может быть несколько кают-компаний. В 18 веке на парусных кораблях российского флота каждый офицер должен был заботиться о своем пропитании иметь отдельное хозяйство, посуду,заготавливать и сохранять во время плавания провизию. Такое положение заставляло постоянно держать на камбузе огонь, что сам по себе опасно и служило источником постоянных ссор между прислугой, влияющих на отношение самих офицеров. Порядок в организации приема пищи на кораблях был наведен при Екатерине 2. Матросам на руки провизию не выдавали, а пищу стали готовить в одном котле. Их того же котла отпускалась порция унтер-офицерам. Иеромонаху. комиссару, шкиперу и прочим подобным

Кают-компания – помещение на корабле (судне) для коллективного отдыха, занятий, совещаний и приема пищи офицеров.

Термин происходит от сочетания слов: голландского Kajult («каюта») и французского compagnie («общество»). Кают-компании имеются практически на всех судах и кораблях, если только позволяют их размеры. На крупных военных кораблях может быть несколько кают-компаний.

В 18 веке на парусных кораблях российского флота каждый офицер должен был заботиться о своем пропитании иметь отдельное хозяйство, посуду,заготавливать и сохранять во время плавания провизию. Такое положение заставляло постоянно держать на камбузе огонь, что сам по себе опасно и служило источником постоянных ссор между прислугой, влияющих на отношение самих офицеров.

Порядок в организации приема пищи на кораблях был наведен при Екатерине 2. Матросам на руки провизию не выдавали, а пищу стали готовить в одном котле. Их того же котла отпускалась порция унтер-офицерам. Иеромонаху. комиссару, шкиперу и прочим подобным чинам надлежало иметь один общий стол. Командиру корябля с офицерами предлагалось устроить свою кают-компанию, которая стала бы местом общего приема пищи, общения и обмена опытом.

Уже в конце 18 в. кают-компания традиционно служила столовой для офицеров. Морской устав указывал и время сервировки стола. Строго определялось время, когда в помещении кают-компании должен быть прекращен всякий шум, и запрещалось все, что могла привести к ссорам (например, игра в карты, разговоры о политике и религии). При этом Ф.Ф. Ушаков и другие прославленные адмиралы русского флота считали кают-компанию не просто столовой, а местом сплочения экипажа.

Кают-компания помогала морякам в кругосветном плавании под командованием И.Ф. Крузенштерна. Там занимались изучением и составлением карт, написанием дневников, наслаждались покоем в короткое время, свободное от службы, и отдыхом в кругу друзей. Офицеры даже организовали небольшой оркестр. И хотя исполнение было небезупречным, это помогало поддерживать дружеские отношения внутри коллектива.

В советском военном флоте кают-компания выполняла те же функции. Если позволяли размеры, в ней стояло пианино. Появилась и новая бытовая техника – телевизор, радиола, магнитофон. Сохранились мягкие диваны и кресла. На прием пищи офицеры обязательно переодевались и являлись к столу только в установленной форме.

По морскому обычаю офицеры в кают-компаниях рассаживаются за столом, во главе которого место старшего помощника командира, строго по старшинству. У каждого офицера есть свое место. В советском ВМФ командир корабля, если он не имел специально оборудованного салона, столовался в кают–компании совместно с офицерами. Есть отведенное место для гостей – по правую руку от командира. За обеденным столом является дурным тоном говорить о политике, о службе, считается бестактным делать выговоры.

Традиции кают компании
Традиции кают компании